IDC и Gartner: с поставками плохо, но кризис слабеет
В 4-м квартале 2001 года общемировые поставки сократились на 6,1% по сравнению с аналогичным периодом 2000 года, объем поставок в США за этот период упал на 8,5%. Однако общемировой объем продаж, в соответствии с традиционным графиком сезонных колебаний, вырос как в США, так и в мире.
Другая аналитическая компания, Gartner, также обнародовала 17 января результаты своих исследований. Названные ее представителями цифры выглядят немного более оптимистичными, чем у IDC: сокращение общемировых поставок в объеме 128 млн. единиц оценивается в 4,6%. Объем поставок в США достиг 44 млн. единиц, сократившись на 11,1%. Эти данные, согласно Gartner, основываются на поставках настольных компьютеров, ноутбуков и серверов на платформе Intel.
Как значится в отчете Gartner, 2001 год ознаменовался вторым за всю историю существования отрасли падением рынка ПК, первый кризис на котором разразился в 1985 году.
Несмотря на существенный рост продаж ПК в 4-м квартале по сравнению с 3-м, в целом экономическая ситуация, скорее всего, в ближайшем будущем не улучшится.
Отчасти квартальный рост, вызванный увеличением спроса на дорогостоящие ПК, можно расценивать как восстановление доверия потребителей, упавшего после терактов 11 сентября. Однако корпоративные заказчики продолжали вести себя осторожно, и постоянного роста заказов с их стороны следует ожидать не ранее второго полугодия этого года.
"Я не готов сказать, что мы обогнули этот угол", - заявил Роджер Кэй (Roger Kay), аналитик IDC, прогнозирующий, что в лучшем случае рост поставок в 2002 году останется на уровне предыдущего года.
Аналитик Gartner Чарльз Смалдерс (Charles Smulders) также был осторожен в своих выводах. Цифры, приведенные Gartner, говорят о квартальном росте общемировых поставок ПК в конце 2001 года - с 30,41 млн. единиц в 3-м квартале до 34,86 млн. в 4-м. Однако столь большая разница в значительной степени объясняется задержкой крупных корпоративных заказов после терактов 11 сентября, считает г-н Смалдерс: "Большая часть поставок была перенесена с 3-го квартала на 4-й. Я думаю, что из-за этого результаты 4-го квартала были искусственно взвинчены".
Несмотря на это, относительно 2002 года Gartner настроен в меру оптимистично, прогнозируя на этот период 4%-й общемировой рост и 4%-й спад в США.
Однако некоторым представителям IT-рынка спад, похоже, лишь пошел на пользу. Dell, к примеру, продолжает экспансию - это единственная компания из 5 мировых лидеров своей отрасли, которой вообще удалось увеличить свою рыночную долю. Акции Dell в США в 4-м квартале выросли на 27% - самый большой прирост, когда-либо испытываемый любым из игроков этого рынка, по данным г-на Кэя. В мировом масштабе доля рынка, занимаемая Dell, в 4-м квартале выросла с 11,7% в 2000 году до 14,1% в 2001 г.
Gartner приводит похожие цифры, ставя Dell на первое место в мире с 13,3% мирового рынка в 2001 году по сравнению с 11,1% у бывшего лидера - компании Compaq. В США Dell контролирует 24,5% рынка ПК, в то время как Compaq - 12,5%.
Как отметил г-н Смалдерс, если многострадальное слияние Compaq и Hewlett-Packard все-таки состоится, объединенной компании все равно не удастся превзойти Dell по занимаемой доле рынка в США. "Dell действительно утвердила свои позиции", - заявил он. Dell продолжала наращивать свое преимущество перед Compaq - более низкие затраты на производство, считает Ашок Кумар (Ashok Kumar), аналитик US Bancorp Piper Jaffray.
Самая большая проблема, которая встает сегодня перед Dell - это не сойти с выбранной траектории. "Это масштабная задача, где вступает в силу закон больших чисел", - заявил г-н Кэй.
HP в 4-м квартале также отметила рост спроса со стороны американских потребителей и сумела, согласно IDC, обойтиконкурентов в этом направлении. Несмотря ни на что, общий объем поставок компании за этот период, включая крупные корпоративные заказы, сократился в США и по всему миру. В 4-м квартале, однако, больше всех пострадали Gateway и Compaq. Gateway сократила свою долю на рынке США с 36% до 6,2%. Ниша, занимаемая Compaq на американском рынке, в 4-м квартале сократилась почти на четверть - до 12,5%. Доля мирового рынка упала с 19% до 11,1%. Compaq, прошлогодний лидер мирового рынка, теперь съехала на второе место и в США, и в мире.
Г-н Смалдерс отметил своего рода затишье в битве за увеличение долей рынка ПК, вызванное агрессивным ценовым давлением со стороны Dell. "Компании вроде Gateway сейчас больше нацелены нa прибыльность, чем на рыночную долю", - сказал он.
Азиатско-тихоокеанский регион, не включая Японию, назван аналитиками единственным регионом в мире, где в прошлом году возросли объемы поставок. Как сообщила ранее на этой неделе Intel, в 2001 году ею в первый раз за всю историю было поставлено больше чипов в Азию, чем в Северную Америку.
Однако в Японии объемы поставок упали, и "стране восходящего солнца" придется на протяжении нескольких следующих кварталов нести убытки, причем выражаться они будут двузначными цифрами, считает IDC. В то же время, медленное возвращение корпоративных заказов продолжит сдерживать рост продаж в Европе и США.
Как отметил г-н Смалдерс, Азия представляет собой один из немногих растущих сегментов рынка, привлекательных для производителей ПК, однако американским компаниям понадобится больше гибкости и рвения для того, чтобы конкурировать с местными игроками, такими, к примеру, как китайский Legend Holdings. По его словам, местные производители являются серьезными конкурентами, однако их можно побороть. В качестве примера г-н Смалдерс приводит несколько американских производителей, очень успешно работающих на рынке Латинской Америки.
Продажи ПК первоначально стали падать еще в августе 2000 года. Несмотря на радужные прогнозы, высказываемые экспертами в начале прошлого года, летом объемы продаж начали тормозиться. Однако по итогам 2000 года, согласно Gartner, объем поставок ПК вырос на 10,3% в США и 14,5% в мире по сравнению с уровнем 1999 года.