Х-51: гиперзвук на керосине
Испытания гиперзвукового экспериментального аппарата Х-51А успешно прошли над акваторией Тихого океана. Аппарат был запущен 26 мая 2010 года с бомбардировщика В-52, взлетевшего с авиабазы Edwards ("Эдвардс") в Калифорнии.
По мнению экспертов, испытания завершились неоспоримым успехом. Прямоточный двигатель со сверхзвуковой камерой сгорания ("скрамджет") проработал 200 с - почти три с половиной минуты. Предыдущий американский рекорд, поставленный аппаратом Х-43 NASA, составил 12 с.
Х-51 был поднят бомбардировщиком В-52 на высоту свыше 15 км. После отделения от самолёта ускоритель стандартной тактической ракеты ATM (Army Tactical Missile) разогнал Х-51 за 4 с до скорости 4,8 Маха. На этой скорости включился маршевый ПВРД, обеспечивший гиперзвуковой полёт аппарата на скорости около 5 Мах - почти 2 км/с. Достигнутый потолок превысил 21 км.
Телеметрическая информация передавалась по радиоканалу. Её приём осуществлялся патрульным самолётом P-3 Orion ВМС США, а также станциями в Порт Мугу и на авиабазах "Эдвардс" и "Ванденберг".
Что особенно важно, двигатель (созданный Pratt&Whitney Rocketdyne) работал на стандартном жидком углеводородном топливе - авиационном керосине JP-7. На начальном этапе работы двигателя в камеру сгорания подавалась смесь керосина и этилена.
Затем аппарат перешёл на работу на чистом JP-7. Охлаждение двигателя осуществлялось подаваемым топливом.
Возможность использования обычного авиатоплива, а не экзотических смесей, значительно удешевит и упростит эксплуатацию гиперзвуковых аппаратов в будущем.
Данный полёт стал первым из четырёх запланированных испытаний "скрамджета" на керосине. Ещё три предполагается осуществить осенью 2010 года.
Х-51А был разработан совместно коллективами Исследовательской лаборатории ВВС США (AFRL), Агентства передовых оборонных разработок (DARPA), компаний Boeing и Pratt&Whitney Rocketdyne.
Перспективным гиперзвуковым аппаратам, создаваемым американскими военными, предстоит решать ударные, разведывательные, транспортные и иные задачи.