Google Earth в России: год спустя
Впервые простой пользователь смог увидеть Землю из космоса с самым высоким доступным на сегодняшний день разрешением, самостоятельно смоделировать трехмерный вид территорий и объектов с учетом истинного рельефа местности. Виртуальные перелеты над «цифровым глобусом Земли» и даже к другим планетам стали реальностью. Новое поколение получило возможность изучать собственную планету по ее реальным изображениям, не опосредованным географическими картами.
Успех новых сервисов, обусловленный не только «глобальностью» продукта в прямом смысле этого слова, но и его удобным интерфейсом и бесплатностью, оказался оглушительным. К настоящему времени число его пользователей перевалило за 100 млн., число разработчиков превысило 30 тыс. – беспрецедентные для геоинформационного продукта показатели. Первые ГИС на базе платформы Google Earth появились и за рубежом, и в России.
Они уже используются археологами для поиска забытых античных городов, муниципальными службами в управлении городским хозяйством, правоохранительными органами, поисковыми отрядами, ведущими поиск незахроненных останков павших бойцов Великой Отечественной, и многими другими.
Новизна подхода, реализованного в новых геосервисах Google, подтверждена не только целым каскадом призов Webby. Разработчики разных стран ринулись на новый рынок, пытаясь создать продукты со схожей функциональностью.
#gallery# |
Приобрести геомодель на базе Google Earth по фиксированной цене |
СNews: Каким видит Google будущее своих геопространственных сервисов в России? Как Google собирается подтверждать свое лидерство в этом сегменте рынка в ближайшем будущем?
При запуске Google Earth слева появляется панель, в которой очень много информации, загруженной не просто сотрудниками Google, но и множеством простых пользователей, создающих свои собственные информационные слои и непрерывно пополняющих их новой информацией. Своеобразные путеводители.
Так, кстати, появилась первая картографическая информация для Москвы в среде Google – я случайно нашел ее осенью прошлого года. Это софт, который развивается уже не одними сотрудниками компании – но и множеством пользователей, а их во всем мире уже свыше 100 млн. Что же касается конкуренции… Она подстегивает, это стимул для развития. Соответственно, чем выше конкуренция, тем лучше будут наши продукты.
СNews: Не возникает ли проблем с законодательством? Пресловутые 30 м?
Google: Что касается карты для Москвы, представленной в Google Maps – она сделана не нами, мы приобрели ее у компании, имеющей официальные лицензии. Что касается моего личного мнения об этой проблеме, то Россия получает несравнимо больше пользы от нашей информации, чем какого-либо сомнительного и только потенциального вреда.
Уже давно ведутся разговоры о том, что от ограничений на доступ к геоданным пора отказываться, что эти ограничения мешают развиваться стране, уже было знаменитое «письмо четырех министров»… Простой пример – GPS-навигация.
Предельная допустимая точность – 30 метров, но при этом у множества людей в машинах вмонтированы GPS-приемники. BMW просто по умолчанию все поставляемые в Россию машины оснащает GPS-приемниками с разрешением 30 сантиметров. Бороться с GPS-системами сегодня – это все равно, что бороться со стиральными машинами.
Я думаю, что снятие бессмысленных ограничений – вопрос времени, а задержки с их снятием объясняются тем простым фактом, что это совсем не первоочередная задача для правительства.
СNews: Собирается ли Google предложить свою систему представления геоданных в формате Google Earth в качестве основы для общегосударственной системы?
Google: Мы можем формально даже не узнать, что кто-то использует нашу систему – API загружают десятки тысяч пользователей, он бесплатен. Потом случайно узнаешь, что наша
система у кого-то стоит.
СNews: То есть продвижение Google Earth на российский рынок – дело самих пользователей?
Google: Думаю, да – рынок сам сможет оценить этот продукт по достоинству. Геоинформатика лежит несколько в стороне от нашего основного бизнеса. Google Earth – прекрасная, очень красивая, удобная и многоцелевая платформа, но мы используем ее в первую очередь для решения наших основных – поисковых – задач:
привязки бизнесов, компаний, людей, наконец – к реальным и высокоточным географическим координатам в дополнение к виртуальной привязке по IP-адресу. Это очень забавно, но Google никогда не проводил широкомасштабных рекламных компаний ни в одной стране мира.
Сnews: Что-то всегда приходится делать впервые…
Google: Да, конечно. Единственный пример до сих пор, когда Google размещал рекламу на биллбордах – пару лет назад вдоль 101 шоссе в Калифорнии стояли биллборды с предложением решить некоторую задачу, а решившему ее предлагали заполнить анкету как потенциальному сотруднику компании.
Но роликов с заклинаниями «Google – лучший продукт» не было никогда. Компания искренне верит, что она производит прекрасный продукт, а прекрасные продукты «раскручивают» сами себя гораздо лучше, чем любая реклама. Уровень продукта таков, что реклама ему не нужна – и это правда.
СNews: Есть ли у Google планы взаимодействия с разработчиками геоинформационных систем в России? Многие госструктуры хотели бы приобрести Google Earth, но сталкиваются с проблемами при приобретении продукта, несмотря на его близкую к нулевой стоимость.
Google: Проблема приема денег у российских пользователей в ближайшее время будет решена. Что касается взаимодействия с разработчиками… Если такая потребность – обучения технологическим решениям, например – появится в России, мы будем проводить семинары по тренингу, по Google Earth, по взаимодействию с ним, по разработке на этой платформе. Это не вопрос.