Гиперзвуковой райдер готов к испытаниям
Как сообщает пресс-служба базы ВВС США Edwards в Калифорнии, 9 декабря 2009 года прототип гиперзвукового летательного аппарата X-51A Waverider совершил первый полёт на внешней подвеске бомбардировщика B-52H Stratofortress.
Продолжительность полёта составила 1,4 часа, потолок - свыше 15 км. В ходе этого и предшествовавших наземных испытаний показана, в частности, электромагнитная совместимость X-51A с бомбардировщиком, а также возможность управления экспериментальным ЛА с помощью модифицированного интерфейса JDAM.
Испытания, посвящённые полувековому юбилею испытаний аналогичного по назначению скоростного аппарата X-15, являются этапом в подготовке к лётным испытаниям гиперзвукового X-51A Waverider, намеченным на середину февраля 2010 года.
Испытаниям будет предшествовать ещё один полёт бомбардировщика с гиперзвуковым ЛА на борту в середине января 2010 года, предназначенный для проверки готовности систем и служб обеспечения испытаний к сбору, приёму и обработке телеметрической и иной информации.
Аппарат X-51A Waverider разрабатывается совместно компаниями Boeing, Pratt&Whitney Rocketdyne, а также силами ВВС США и DARPA. Оснащён гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем SJY61 разработки Pratt&Whitney Rocketdyne со сверхзвуковой камерой сгорания (так называемый sсramjet в англоязычной терминологии).
Особенностью двигателя является использование вместо "экстравагантных" видов топлива обычного авиационного керосина марки JP-7, хранящегося в жидком агрегатном состоянии. На этапе зажигания в камеру сгорания, однако, будет поступать смесь этилена и JP-7.
Охлаждение двигателя осуществляется поступающим в камеру сгорания топливом, что, по мнению разработчиков, обеспечивает оптимальный режим продолжительной работы двигателя.
Первоначальный разгон X-51A до скорости 4,5 Маха после схода с подвески бомбардировщика будет осуществлён при помощи твердотопливного двигателя тактической ракеты ATACMS (Army Tactical Missile System). На этой скорости будет включён гиперзвуковой двигатель.
Предстоящие испытания X-51A Waverider станут во многом этапными для гиперзвуковой программы ВВС США вообще. Аппарату предстоит развить скорость свыше 6 Мах. Более важно, однако, что двигатель проработает 5 минут - в 30 раз дольше предыдущего американского рекорда, составившего 10 с.
Будут исследованы аэродинамические, термические характеристики аппарата, стабильность работы двигателя, эффективность теплозащиты.
В настоящее время наблюдается рост интереса к гиперзвуковым двигательным системам.
Предполагается, что с их помощью удастся "освоить" промежуточную между стратосферой и космическим пространством область.
Использование гиперзвуковых двигателей позволит создать высокоточные маневрирующие боеприпасы, которые невозможно перехватить какими-либо системами, созданными с использованием уже имеющихся технологий.
Более подробная информация о разработке гиперзвуковых систем нового поколения будет представлена на портале Исследования и разработки – R&D.CNews.