Гибрид автобуса и троллейбуса: уроки инноваций
Китайская компания Sinautec представила в Американском университете в Вашингтоне новый тип общественного транспорта, сочетающий в себе достоинства автобуса и троллейбуса.
Новизна относительна – новые автобусы уже три года эксплуатируются в мегаполисе Шанхай, и результаты – впечатляющи.
Компания Sinautec разработала серию пассажирских автобусов с ёмкостными "аккумуляторами" электрической энергии. В отличие от электромобилей, они не используют дорогие и массивные обычные аккумуляторные батареи.
Впрочем, есть и гибридная (конденсаторы и аккумуляторные батареи) модель.
В отличие от троллейбусов, "привязанных" к сложной, дорогой и жёсткой инфраструктуре энергопитания, новым "автобусам" троллеи или какие-либо иные источники энергии в движении не нужны вообще.
Новые автобусы оснащены сверхёмкими конденсаторами (до 5,9 КВтЧ), одной зарядки которых хватает на движение по маршруту протяжённостью примерно 6-7 км с полной нагрузкой (41 пассажир, масса с полной нагрузкой – 12,5 т). Более того - электроэнергии хватает и на кондиционер салона мощностью до 15 кВт.
У гибридного "автобуса" степень автономности ещё выше (до 70 км). При этом возможна "быстрая" подзарядка батарей через ёмкости.
Напряжение подзарядки – 600-720 в, ток зарядки – до 200 А.
Подзарядка конденсатора осуществляется на остановках, снабжённых классическими троллейбусными троллеями – точнее, коротким их отрезком.
Благодаря использованию не аккумуляторов, а конденсаторов становится возможным производить их подзарядку за десятки секунд (согласно спецификациям, продолжительность подзарядки составляет от 30 до 360 с и зависит от напряжения сети).
Энергетические характеристики конденсаторов в меньшей степени, чем у аккумуляторов, зависят от температуры окружающего воздуха.
Использование "конденсаторных троллейбусов", или "электрических автобусов" позволяет органично соединить в себе преимущества и автобусов, и троллейбусов. Новое транспортное средство не загрязняет воздух, не шумит, рассчитано на эксплуатацию в течение 8-12 лет.
Возможность "очаговой" подзарядки непосредственно на остановках позволяет существенно снизить расходы на создание и поддержание инфраструктуры, в значительно меньшей степени портит городской ландшафт, позволяет гибко менять маршрут движения, избавляет от необходимости следовать на маршруте строго по определённой полосе.
Немаловажно, что данная система достигла технической зрелости – об этом свидетельствует трёхлетний опыт эксплуатации.
По расчётам разработчиков, только одно новое транспортное средство по сравнению с обычным дизельным автобусом позволяет сэкономить за время эксплуатации до $0,2 млн. за счёт использования более дешёвого, удобного и чистого источника энергии.
Но и это – не предел.
В Вашингтоне была представлена новая разновидность гибридного транспорта – автобус с электрическим приводом и ёмкостным аккумулятором энергии на 11 посадочных мест.
Подзарядка осуществляется с помощью мобильной солнечной батареи мощностью 5 кВт. При этом может быть достигнута абсолютная автономность транспорта – он будет работать даже во время аварий в городской энергосистеме.
Более подробная информация о том, как следует не на словах, а на деле заниматься инновациями, будет представлена на портале Исследования и разработки – R&D.CNews.