Falcon: бомбардировщики уходят в гиперзвук
Falcon: штурм рубежа 20 Мах
Программа Falcon Hypersonic Technology Vehicle ориентирована на разработку эффективного в эксплуатации высокоскоростного летательного аппарата с глобальной дальностью полета. Предстоит разработать подходящий для этого планер и двигательную систему, а также компактную, недорогую и быстро развертываемую стартовую систему, позволяющую аппарату достичь скоростей и высот, необходимых для перехода в гиперзвуковой режим полета. Программа осуществляется ВВС США и агентством передовых военных разработок DARPA при участии НАСА, центра космических и ракетных систем, национальных лабораторий Sandia, а также управления аэрокосмических аппаратов исследовательской лаборатории ВВС, расположенной на территории авиабазы Киртлэнд (штат
Реализация программы должна продемонстрировать техническую осуществимость полета со скоростями, близкими к первой космической (922 Мах) в диапазоне высот 3050 км. В настоящее время ведется работа над созданием элементов конструкции аппарата, окончательная сборка которого будет осуществлена на предприятии компании Lockheed Martin в г.
25 января управление аэрокосмических аппаратов исследовательской лаборатории ВВС на авиабазе Киртлэнд выпустило первый документ по работам в рамках «гиперзвуковой» тематики. Специалисты лаборатории ведут разработку систем планера аппарата, а также защитных покрытий давление на гиперзвуковой аппарат будет в 25 раз превышать аналогичный параметр для «шаттлов», температура достигнет 3 тыс. градусов.
#gallery# |
Летные испытания
Уже в сентябре 2007 года аппарат Falcon Hypersonic Test Vehicle-1 (HTV-1) должен будет совершить первый полет, в ходе которого ему предстоит развить скорость 19 Мах с выходом за пределы земной атмосферы и входом в нее в диапазоне высот около 3050 км над поверхностью Земли. Весь полет займет менее часа, аппарат по завершении испытаний будет затоплен в Тихом океане.
Третий, завершающий полет аппарата HTV-3, запланированный на 2009 год, будет существенно отличаться от остальных.
«Мы добились значительного прогресса и готовимся провести первое испытание гиперзвукового летательного аппарата в 2007 году, заявил менеджер проекта Falcon HTV-1 Расс Парч (Russ Partch). Это предоставит нам возможность уникально быстрого воздействия на события, произошедшие в любой точке земного шара». При этом он отметил также, что программа призвана продемонстрировать в действии возможность немедленной доставки полезной нагрузки и оказания поддержки войскам США в любом регионе. Результаты трех летных испытаний, по мнению военных ученых, окажут огромное воздействие на разработку перспективных и «гибких» боевых платформ для доставки разноплановой полезной нагрузки.
В США разработки аппаратов, призванных летать в гиперзвуковом диапазоне скоростей и в сооветствующем диапазоне высот, приобретают особый приоритет в особенности в связи с резко обострившейся гонкой
Вслед за экспериментальным Х-43А, поставившим новый мировой рекорд скорости, начата разработка проекта HyFly гиперзвуковой боеголовки, топливом для которой служит обычный авиационный керосин.
Falcon: концепция применения
Профиль полета HCV смешанный. Прямоточный
Благодаря подобному профилю, по мнению разработчиков, удастся существенно повысить грузоподъемность аппарата за счет меньшей потребности в топливе, а самое главное сэкономить на термозащите. Две трети полета аппарат проводит в космическом пространстве, где накопленное при движении в более плотных слоях тепло излучается в пространство. О невидимости по крайней мере, в
Максимальная скорость полета составит 12 Мах, что даст возможность наносить удар на расстояние до 9 тыс. миль (свыше 16 тыс. км) менее чем за 2 часа. Использование гиперзвуковых средств доставки вместо ракет позволит обеспечить существенно большую гибкость за счет применения широкого спектра полезной нагрузки и меньшую уязвимость для средств ПРО противника. Указывается, что он сможет доставлять 12 тыс. фунтов полезной нагрузки (около 5,5 тонн) вероятно, крылатых ракет или так называемых CAV (Common Aero Vehicle, бездвигательных беспилотных летательных аппаратов).
Последние будут представлять собой гиперзвуковые суборбитальные планеры, являясь, фактически, уменьшенной копией HCV, предназначенной для доставки полезной нагрузки массой до 500 кг на расстояние свыше 3 тыс. миль (около 5 тыс. км). Они могут появиться в войсках уже в 2010 году и смогут, по мысли аналитиков Пентагона, обеспечить заявленную оперативность задолго до ввода в строй полноценного HCV ожидается, что это случится не ранее 2025 г. CAV позволят доставлять к цели, например, современные высокоточные боеприпасы или крылатые ракеты.
Куда нацелен удар Falcon?
Использование его для срочной поддержки войск в кризисных ситуациях не выдерживает критики. Большая гибкость применения, обеспечиваемая бомбардировщиком Falcon, имеет свои отрицательные стороны решение на применение Falcon придется принимать вдалеке от поля боя; на него и на выбор поражаемых целей потребуется немало времени, к тому же, потребуется эффективное целеуказание. Аналогичную оперативность применения силы можно во многих случаях обеспечить и иными, менее затратными средствами в частности, с помощью палубной авиации и многочисленных военных баз США, разбросанных по всему свету. В частности, огневую поддержку могут оказывать уже стоящие на вооружении армии США и активно применяемые БПЛА Predator, а в перспективе и более тяжелые аппараты, аналогичные разведчику Global Hawk.
Правда, идея использования Falcon видится не столь нелепой, если к 2025 году США собираются вести военные действия с более соразмерным, чем Ирак или Афганистан, противником, обладающим эффективной ПВО,