Выбирай : Покупай : Используй
в фокусе
0

F-22 и Situational Awareness: история одной катастрофы

Потеря пилотом способности воспринимать ситуацию во всей её полноте (Situational Awareness) привела к катастрофе истребителя пятого поколения F-22A Rapt

25 марта 2009 года истребитель пятого поколения F-22A Raptor, состоящий на вооружении боевых частей ВВС США, в ходе испытательного полёта потерпел крушение в 35 милях (примерно в полусотне километров) от авиабазы Edwards в штате Калифорния. Пилот – лётчик-испытатель компании Lockheed Martin Дэвид Кули – погиб.

Согласно неофициальной информации, он имел свыше 4500 часов налёта в ВВС США, Королевских ВВС Великобритании, а также в качестве лётчика-испытателя компании Lockheed Martin, в том числе свыше 1 тыс. часов - в качестве лётчика-инструктора.

Налёт на истребителе F-22A Raptor составил 121 час.

31 июля 2009 года техническое управление ВВС США (Air Force Materiel Command) представило отчёт о результатах расследования катастрофы. Он может оказаться небезынтересным и для российских конструкторов – отечественный прототип истребителя пятого поколения, согласно некоторым сообщениям, должен впервые подняться в воздух в краткосрочной или среднесрочной перспективе.

Согласно данным отчёта, пилот непосредственно перед катастрофой выполнял манёвр с большой перегрузкой – её значение не указывается. Было успешно выполнено два из трёх запланированных полётным заданием манёвров.

В ходе третьего манёвра пилот, согласно некоторым косвенным признакам, вследствие перегрузки под воздействием физиологических факторов стресса практически потерял сознание и утратил важнейшее качество, обеспечивающее управление истребителем пятого поколения – качество комплексного восприятия разнородной информации в едином пространственно-временном объеме (Situational Awareness).

Это привело к задержке в выполнении необходимых манёвров. Частичное, фрагментарное и неполное восприятие ситуации слишком поздно привело пилота к пониманию невозможности спасения самолёта из-за недостаточной высоты и к решению катапультироваться.

Однако вследствие высокой скорости самолёта катапультирование оказалось неудачным. Пилот погиб при столкновении с землёй.

Анализ обстоятельств катастрофы показал, что все системы истребителя F-22A Raptor в ходе полёта функционировали нормально. Факторов, которые могли ли бы поставить под угрозу безопасную эксплуатацию истребителей в боевых частях ВВС США, не выявлено.

Анализ обстоятельств катастрофы свидетельствует о значимости особого, даже не переведённого до сих пор на русский язык сколь-нибудь адекватным образом качества восприятия разнородной (тактической, навигационной, общегеографической и т.д.) информации во всей её полноте – качества Situational Awareness.

Без ясного осознания значимости Situational Awareness, а также средств и методов, с помощью которых оно достигается, создание действительно современной гражданской и военной техники и эффективное управление ещё долго останутся только благим пожеланием.

Более подробная информация о принципе Situational Awareness будет представлена на портале Исследования и разработки – R&D.CNews.

Комментарии