В ночь с субботы на воскресенье, почти в полночь по
московскому времени (13 февраля в 0 часов 03 минуты 01 секунду) с космодрома Куру во
Французской Гвиане осуществлен
успешный запуск модифицированной ракеты-носителя
Ariane 5 ECA, которая вывела в космос телекоммуникационный спутник
XTAR-EUR и
научно-исследовательский SloshSat-FLEVO. Кроме того, по сообщению журнала «
Новости Космонавтики», на борту ракеты находился также макет полезной нагрузки
Maqsat-B2 производства
немецкой компании
Kayser-Threde массой 3622 кг, отделение которого от последней ступени носителя не планировалось.
Телекоммуникационный спутник XTAR-EUR массой 3631 кг изготовлен в американской компании Space Systems/Loral на основе базового блока LS-1300 по заказу министерства обороны Испании. Его обслуживанием будет заниматься испанский оператор связи XTAR LLC. Спутник оснащен 12 мощными транспондерами Х-диапазона.
Спутник SloshSat массой 129 кг предназначен для изучения поведения жидкостей в невесомости. Спутник изготовлен в Нидерландах. Научная программа подготовлена Европейским космическим агентством ESA и нидерландскими научно-исследовательскими организациями.
Ракета-носитель Ariane 5 ECA является на сегодняшний день самым мощным средством выведения полезной нагрузки в арсенале Европейского космического агентства. На ракете установлены новый двигатель первой ступени Vulcain 2 и полностью криогенная верхняя ступень ESC-A. При стартовой массе 780 тонн Ariane 5 ECA позволяет выводить на геостационарную переходную орбиту высотой около 36 тыс. км полезную нагрузку массой до 10 тонн. Для сравнения, российская ракета-носитель тяжелого класса «Протон» даже при использовании дополнительного разгонного блока «Бриз-М» позволяет вывести на ту же орбиту полезную нагрузку массой лишь около 5,5 тонн. Немаловажную роль в достижении высоких характеристик европейской ракеты играет уникальное местоположение космодрома Куру, расположенного на экваторе планеты.
Состоявшийся 12 февраля старт стал первым пуском ракеты-носителя Ariane 5 ECA после аварии, происшедшей при ее первом полете 11 декабря 2002 года. Вероятной причиной неудачи явилась утечка из системы охлаждения сопла двигателя Vulcain 2.
Ракета-носитель Ariane 5 ECA перед стартом
Ракета-носитель Ariane 5 ECA является ключевым звеном программы Европейского космического агентства, нацеленной на снижение стоимости выведения полезной нагрузки и, тем самым, на достижение лидирующего положения на мировом рынке носителей. Важную роль в этом играет возможность новой ракеты выводить на геостационарную орбиту два тяжелых спутника одновременно. При стоимости пуска ракеты, составляющей около $195 млн., возможность запустить два или даже три спутника одновременно позволит существенно сократить расходы на выведение каждого из них. По некоторым оценкам, стоимость выведения 1 кг полезной нагрузки в космос с вводом в строй Ariane 5 ECA снизится с $30–40 тыс. у уже эксплуатирующейся Generic
Ariane-5 до $15–20 тыс. При этом не только снижается стоимость выведения, но и обеспечивается большая гибкость применения носителя что, в конечном итоге, еще больше повышает ставки агентства в острой конкурентной борьбе. Другим аспектом борьбы европейских стран за «малозатратный космос» является разработка в дополнение к семейству тяжелых ракет Ariane также носителей легкого и среднего классов. Так, на конец 2007 года запланирован ввод в эксплуатацию легкой твердотопливной ракеты-носителя Vega, которая
сможет выводить на круговую орбиту высотой 700 км полезную нагрузку массой до 1,5 тонн. В качестве носителя среднего класса планируется использование с космодрома Куру отлично зарекомендовавшего себя российского носителя «Союз».