Выбирай : Покупай : Используй
в фокусе
0

Этапы развития личности: исследование

Немецкие психологи подвели итоги уникального многолетнего исследования, целью которого было проследить все этапы развития личности и формирования индивидуальных психологических особенностей, начиная с самого раннего возраста.

На проходящей в немецком городе Йена 13-й Европейской конференции по эволюционной психологии подведены важнейшие итоги лонгитюдного исследования, начатого институтом Макса Планка в 1984 году, сообщает портал GesundheitPro.

Целью исследования было проследить все этапы развития личности и формирования индивидуальных психологических особенностей, начиная с самого раннего возраста. «По масштабам и продолжительности этот эксперимент уникален», - отмечает профессор психологии университета Вюрцбурга Вольфганг Шнайдер (Wolfgang Schneider), руководитель симпозиума, посвященного результатам исследования.

В октябре 1984 года была собрана группа из 210 трех- и четырехлетних детей. Затем на протяжении десятилетий психологи следили за их развитием. Ученых особенно интересовал вопрос, когда начинают стабильно проявлять себя индивидуальные особенности, определяющие характер и способности взрослого человека.

До 1993 года каждый ребенок три раза в год участвовал в опросах и психологических тестах. Затем были проведены дополнительные исследования, и в 2005 году эксперимент завершился. В результате были собраны данные обо всех этапах развития интеллекта, памяти и моральных воззрений.

«Задания наших тестов на интеллект затрагивали самые разные области – память, моторику, склад личности, - говорит профессор Шнайдер. – Мы установили, что интеллектуальные способности человека начинают проявлять себя в довольно раннем возрасте. Так, показатель IQ четырехлетнего ребенка позволяет с достаточной точностью предположить, каким будет уровень его интеллектуального развития в 6 лет. А по результатам тестов шестилетних уже можно сказать, каким примерно будет их IQ в зрелом возрасте».

Сравнительный анализ результатов тестов на общее интеллектуальное развитие и на способность к логическому мышлению показал, что в раннем возрасте эти характеристики не зависят друг от друга. Взаимосвязь начинает проявляться позже, в период обучения в школе.

Важной частью эксперимента стало исследование развития памяти. Оно опровергло предположение о том, что вербальная память является гомогенной структурой и все ее компоненты тесно связаны между собой уже на ранней стадии развития. Оказалось, что кратковременная память, способность к запоминанию текстов и стратегическая память развиваются по-разному. Равномерное линейное развитие демонстрирует в основном кратковременная память, которая совершенствуется только до 17 лет. Кроме того, исследователи пришли к неожиданному выводу: скорее всего, в структуру вербальной памяти помимо вышеперечисленных входят и другие, пока не выявленные компоненты.

Моральные принципы начинают формироваться рано: уже четырехлетние дети различают «хорошее» и «плохое». Профессор Гертруда Нуннер-Винклер (Gertrud Nunner-Winkler) из института Макса Планка демонстрировала детям различные картинки, на которых герой нарушал моральные правила – например, воровал сладости. 98% процентов детей сказали, что он поступает плохо. В то же время моральная мотивация формируется не сразу. На вопрос, как себя чувствует герой после своего поступка, 80% участников ответило: «Хорошо, у него теперь есть сладости». Процесс развития моральной мотивации занимает промежуток от 4 до 22 лет, а четкие нравственные принципы возникают уже в зрелом возрасте. В то же время около 20% участников в возрасте 22 лет заявили, что мораль для них практически ничего не значит.

С 8 лет начинают проявляться психологические различия между полами, которые с возрастом усиливаются. Психологи объясняют это гендерными стереотипами, согласно которым мужчина должен быть, к примеру, уверенным в себе, женщина - сострадательной и т.д. Степень проявления этих различий зависит от степени половой самоидентификации.

Детская агрессивность или, напротив, стеснительность играют решающую роль в дальнейшем формировании характера. Согласно результатам исследования, дети, проявлявшие повышенную агрессивность в 3 года, во взрослом возрасте почти всегда имели проблемы с полицией. В период с 18 до 23 лет их штрафовали в 12 раз чаще, чем участников из контрольной группы. Во взрослой жизни они в большинстве своем оказались аутсайдерами, и их социальный статус был ниже спрогнозированного по результатам тестов на интеллект. По мнению психологов, ранняя агрессивность является одним из самых важных признаков склонности к криминальному поведению в зрелом возрасте.

Комментарии