ESA готовится раскрыть секрет раскаленной Венеры
До недавнего времени Venus Express находился в Тулузе, Франция, на одном из 7 филиалов корпорации, где проходил тестовые испытания. «Космический аппарат в самом деле заслуживает своего названия „экспресс“, поскольку ни один космический проект ранее не разрабатывался так быстро, говорит руководитель проекта от ESA Дон Маккой (Don McCoy). Нам понадобилось всего четыре года для того, чтобы пройти путь от первоначальной концепции до стадии запуска. Мы по праву гордимся результатом своей работы, которая стала возможной благодаря тесному сотрудничеству ESA с представителями аэрокосмической промышленности и научного сообщества».
Как сообщает ESA, работа над Venus Express началась за 8 месяцев до запуска Mars Express. Это означает, что была сохранена преемственность обеих программ промышленный консорциум остался практически неизменным. 34 месяца спустя космический аппарат был принят полетной комиссией, погружен и отправлен на космодром. Сборка аппарата проводилась в цеху туринской аэрокосмической компании Alenia Spazio, после чего в октябре 2004 г. он вместе с семью научными инструментами, большинство из которых были унаследованы от аппаратов Mars Express и Rosetta, был доставлен для испытаний в Тулузу. Ученые надеются, что Venus Express сможет дать ответ на некоторые вопросы, которые даже после более чем 20 посещений Венеры российскими и американскими аппаратами начиная с 1964 г. до сих пор остаются загадкой. Орбитальный модуль проведет обширные исследования венерианской атмосферы, которые, возможно, помогут определить источник чрезвычайно быстрого (всего за четверо суток) обращения верхних слоев атмосферы вокруг планеты и природу мощных вихревых образований в полярных областях. Он также проведет исследования глобального температурного баланса на планете, механизм образования и роль уникального по величине «парникового эффекта», наиболее сильного в Солнечной системе. Будут изучены структура и динамика облачного покрова, а также загадочные ультрафиолетовые пятна, обнаруженные ранее над облаками. Предполагается также исследовать изменение состава атмосферы с высотой и процессы ее взаимодействия как с поверхностью планеты, так и с солнечным ветром.
В Тулузе были испытаны аппарат целиком и все его подсистемы в отдельности. Несмотря на то, что Venus Express очень похож на Mars Express, в его конструкцию были внесены некоторые изменения в связи с тем, что разогрев корабля на орбите Венеры будет в четыре раза больше. Так, значительно усовершенствована система термоконтроля. Кроме того, солнечные батареи у Venus Express будут меньшего размера, поскольку солнечное излучение на орбите Венеры значительно интенсивнее. В отличие от Mars Express, снабженного однонаправленной антенной, на Venus Express установлена антенна, состоящая из двух излучателей, направленных в противоположные стороны. Земля по отношению к Венере является внешней планетой и будет находиться то по одну, то по другую сторону от аппарата во время его движения на рабочей орбите. Две антенны позволят держать постоянную связь с Землей, причем при этом наиболее чувствительные научные приборы будут располагаться на противоположной от Солнца стороне аппарата.
#gallery# |