Детский стресс лишает мозг гибкости
Более быстрое созревание определенных областей мозга из-за стресса в детском возрасте приводит к снижению возможностей к адаптации у подростков. Данные являются результатом долгосрочного исследования, проводимого в Университете Неймегена имени святого Радбода Утрехтского (Нидерланды) в течение 20 лет.
Согласно данным исследования голландских
ученых, стресс в раннем детстве приводит к более быстрому созреванию
определенных областей мозга. Напротив, стресс, переживаемый чуть позже, замедляет
созревание мозга у подростков.
Изучение началось в 1998 г.,
и за последние 20 лет ученые собрали огромный массив данных, позволяющих
приблизиться к пониманию того, как стресс на разных этапах жизни повлиял на развитие
мозга. Детский и подростковый возраст – важнейшие этапы развития людей, так как
в это время мозг подвергается естественному процессу, в ходе которого формируются
связи между клетками мозга, что и позволяет создавать более полезные и
эффективные нейронные сети.
Ученые внимательно исследовали два типа стрессовых факторов (негативные
жизненные события и негативные влияния социальной среды) на двух этапах жизни:
раннее детство (0-5 лет) и подростковый возраст (14-17 лет). Они связывали эти
уровни стресса с созреванием префронтальной коры, миндалины и гиппокампа. Эти
области мозга играют важную роль в формирование социальных связей и
эмоциональных переживаниях.
По мнению исследователей, стресс из-за негативных переживаний в раннем детстве,
таких как болезнь или развод родителей, связан с более быстрым созреванием
префронтальной коры и миндалины в подростковом возрасте. Тот факт, что
перенесенный в раннем детстве стресс ускоряет процесс созревания мозга,
согласуется с теориями эволюционной биологии, говорят исследователи. С точки
зрения эволюции, полезно вырасти быстрее в условиях стресса. Однако вместе с
этим более ранее «взросление мозга» в дальнейшем снижает возможности адаптации
к внешней среде.
В то время ученые обнаружили, что стресс, вызванный отрицательной социальной средой в подростковом возрасте, такой как отсутствие друзей в школе, травля сверстниками, наоборот связан с более медленным созреванием гиппокампа и другой части префронтальной коры, то есть созревание мозга в подростковом возрасте замедляется.
На данном этапе ученые не торопятся делать однозначных выводов, а намерены сосредоточить работу на определении того, как сформировавшийся в условиях стресса мозг продолжит функционировать в более зрелом возрасте.