Дело Данилова: экспорт технологий грозит решеткой
Адвокат Данилова Елена Евменова заявила в эфире радиостанции «Эхо Москвы», что считает решение суда «незаконным, необоснованным, несправедливым». «С нашей точки зрения, обвинение так и не показало, какую государственную тайну разгласил Данилов», - подчеркнула адвокат. Выступая в суде, Валентин Данилов сказал, «что не признает себя виновным не потому, что он такой упрямый, а потому, что он не знает, в чем должен признать себя виновным», заметила она. «Мы будем обжаловать приговор в кассационном порядке, в Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РФ, а также, безусловно, будем обжаловать в Страсбурге», - заявила г-жа Евменова. Сам Валентин Данилов, по словам адвоката, отнесся к приговору «более или менее спокойно». «Он мужественный человек, думаю, он выдержит все, что ему предстоит, и ту борьбу, которая предстоит в дальнейшем. Лишь бы здоровье не подкачало», - добавила Елена Евменова.
Дело физика Данилова показательно по нескольким причинам. По-видимому, оно характеризует истинное стремление российского правительства развивать экспорт передовых технологий за рубеж. Не менее важны и мотивы, которыми руководствовалось обвинение. Физик Данилов был обвинен в том, что разработанная и созданная им вакуумная камера избавила китайцев от необходимости проведения экспериментов в космосе и позволила сократить им значительные средства, сократив количество экспериментальных запусков. Ряд специалистов полагает, что соответствующие технологии давно рассекречены и в нашей стране, а сам договор осуществлялся в рамках «Соглашения о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях», подписанного главами правительств России и Китая 18 декабря 1992 года, однако даже не это главное. Подобными мотивами – экономии времени и средств – руководствуется любая компания и любое государство, принимая решение о приобретении продуктов или технологий. Фактически, Данилов смог предложить на мировой рынок востребованный товар по конкурентным ценам. За что и поплатился.
Показателен и заказчик разработки красноярского ученого – Китай, приобретающий в России огромное количество передовых высокотехнологических продуктов, в том числе систем вооружений. Каждый проданный нашему соседу самолет или боевой корабль позволяет ему сэкономить существенные средства, сократив стоимость собственных разработок и сроки их проведения. Что касается освоения Китаем космических технологий, то этому процесс над Даниловым вряд ли сможет помешать – присутствие Китая в космосе на глазах становится более зримым, чем наше. Поневоле создается впечатление, что в вынесении приговора Данилову больше была заинтересована не Россия, а некая третья сторона – например, США, стремящиеся помешать росту китайского могущества.
В независимости от справедливости или спорности приговора, вынесенного Данилову, российская наука и промышленность заинтересованы в «прозрачности» перечня товаров и технологий, которыми российское правительство не прочь поделиться с миром. Здесь, к сожалению, царит неразбериха. В статье, опубликованной на информационном сервере сибирского отделения РАН, говорится, что «новый список товаров и технологий двойного назначения, недавно утвержденный Указом Президента, поражает своей необъятностью, а также произволом и поразительной некомпетентностью составителей. Например, запрещаются к вывозу "технологии топливных элементов для термоэлектронных преобразователей на термоядерных реакторах". Но ведь таких реакторов, как знает каждый школьник, пока не существует! Запрещено продавать "катоды большой площади". Кто определит, какая площадь большая, а какая еще нет — неведомый мздоимец-чиновник? Нельзя вывозить из страны СВЧ-излучатели мощностью больше 2,5 кВт — но это мощность хорошей бытовой печки! Такое впечатление, что список составляли те, кто мечтает выбросить Россию с мирового технологического рынка и полностью лишить ее научно-технического потенциала».