Будущее в космосе принадлежит роботам
В прошлом году автоматическая космическая станция «Кассини» передала на Землю снимки Сатурна, а зонд «Гюйгенс» совершил посадку на Титан. Зонд Stardust собрал вещество кометы Wild и доставил на Землю капсулу с бесценным грузом. Два марсохода NASA — Spirit и Opportunity — исследуют Красную планету. Им помогают автоматические станции на орбите Марса. К Венере и Плутону отправлены космические экспедиции, а европейский космический аппарат "Розетта" готовится к свиданию с кометой Чурюмова-Герасименко в 2014 году.
Пока роботы и автоматические аппараты отважно исследуют космос, космонавты остаются на космических «задворках» из соображений безопасности. «После гибели „Челленджера“ мы поняли, насколько сложны космические технологии и насколько дерзки наши мечты об освоении космоса», — говорит доктор Роджер Лониус (Roger Launius), заведующий кафедрой истории космоса в Смитсонианском институте.
Будущее самого амбициозного пилотируемого проекта — Международной космической станции (МКС) — пока неясно. Производство шаттлов — транспортных челноков, от которых зависит ее работа, — переживает не лучшие времена. Предполагается, что МКС станет орбитальной заставой человечества и научной космической платформой. Ее строительство обойдется приблизительно в $100 млрд. Однако вполне может оказаться, что МКС так никогда и не достроят, а на борту ее не «поселят» никого, кроме членов основного экипажа.
Конструкция космических челноков, спроектированных 30 лет назад, имеет множество недостатков, стоивших гибели 14 астронавтам в 114 экспедициях. Шаттлы давно превратились в «королей ангаров», где армия инженеров тщательно изучает каждую их деталь, прежде чем вывезти корабль на стартовую площадку космодрома.
«Первоначально рекламируемые как дешевые транспортные средства многоразового использования, шаттлы обходятся NASA в $145 млрд. или приблизительно в $1,3 млрд. на полет», — комментирует доктор Роджер Пилк (Roger Pielke), директор центра науки, технологии и исследований в университете Колорадо.
Для сравнения, два марсохода стоили NASA приблизительно $900 млн. Рассчитанные на работу в течение только 90 дней, они вот уже 2 года пересылают снимки марсианской поверхности.
Помимо строительства МКС, еще одно важное событие в пилотируемой космонавтике — запуск китайского корабля «Шэньчжоу-5» в 2003 году. Таким образом, Китай стал третьей державой, отправившей человека в космос.
Однако все эти проекты никак не могут считаться инновационными и требуют вложения огромных средств. Китайский проект «Шэньчжоу» - обновленная версия советского «Союза» — скорее шаг назад на 40 лет.
Научные результаты, полученные в ходе проведения пилотируемых миссий, не сопоставимы с затратами и риском.
Европейское космическое агентство (ESA), к примеру, выделяет только одну восьмую своего бюджета на пилотируемую космонавтику и не собирается строить пилотируемый корабль, предпочитая пользоваться услугами российских или американских.
Львиная доля бюджета ESA уходит на создание и эксплуатацию пусковых установок,
В настоящее время NASA пытается восстановить утраченную репутацию в этой области освоения космоса и активно продвигает проекты пилотируемых полетов.
Ведутся переговоры с иностранными партнерами по созданию базы на Луне к 2018 году и по проекту высадки людей на Марс.
Однако
«Экспедиция к Луне, конечно, представляет для нас большой интерес, но для Европы путешествие на Марс более привлекательно с научной точки зрения», — комментирует
Но даже в этом случае успех марсианской пилотируемой миссии в основном будет зависеть от высокоскоростных ракет, позволяющих уменьшить время перелета, и от роботов, которые будут помогать человеку проводить научные исследования.