Выбирай : Покупай : Используй
в фокусе
0

Будущее в космосе принадлежит роботам

Гибель шаттла "Челленджер" 20 лет назад нанесла тяжелый удар по пилотируемой космонавтике и одновременно явилась началом "золотого века" для космических роботов.
В эту субботу NASA почтило память погибших в 1986 году астронавтов. Спустя 20 лет после гибели шаттла контраст между пилотируемыми космическими миссиями и экспедициями автоматических космических аппаратов становится все более заметным, сообщает Physorg.

В прошлом году автоматическая космическая станция «Кассини» передала на Землю снимки Сатурна, а зонд «Гюйгенс» совершил посадку на Титан. Зонд Stardust собрал вещество кометы Wild и доставил на Землю капсулу с бесценным грузом. Два марсохода NASA — Spirit и Opportunity — исследуют Красную планету. Им помогают автоматические станции на орбите Марса. К Венере и Плутону отправлены космические экспедиции, а европейский космический аппарат "Розетта" готовится к свиданию с кометой Чурюмова-Герасименко в 2014 году.

Пока роботы и автоматические аппараты отважно исследуют космос, космонавты остаются на космических «задворках» из соображений безопасности. «После гибели „Челленджера“ мы поняли, насколько сложны космические технологии и насколько дерзки наши мечты об освоении космоса», — говорит доктор Роджер Лониус (Roger Launius), заведующий кафедрой истории космоса в Смитсонианском институте.

Будущее самого амбициозного пилотируемого проекта — Международной космической станции (МКС) — пока неясно. Производство шаттлов — транспортных челноков, от которых зависит ее работа, — переживает не лучшие времена. Предполагается, что МКС станет орбитальной заставой человечества и научной космической платформой. Ее строительство обойдется приблизительно в $100 млрд. Однако вполне может оказаться, что МКС так никогда и не достроят, а на борту ее не «поселят» никого, кроме членов основного экипажа.

Конструкция космических челноков, спроектированных 30 лет назад, имеет множество недостатков, стоивших гибели 14 астронавтам в 114 экспедициях. Шаттлы давно превратились в «королей ангаров», где армия инженеров тщательно изучает каждую их деталь, прежде чем вывезти корабль на стартовую площадку космодрома. «Первоначально рекламируемые как дешевые транспортные средства многоразового использования, шаттлы обходятся NASA в $145 млрд. или приблизительно в $1,3 млрд. на полет», — комментирует доктор Роджер Пилк (Roger Pielke), директор центра науки, технологии и исследований в университете Колорадо. Для сравнения, два марсохода стоили NASA приблизительно $900 млн. Рассчитанные на работу в течение только 90 дней, они вот уже 2 года пересылают снимки марсианской поверхности. Проблемы, связанные с эксплуатацией шаттлов, настолько серьезны, что NASA собирается к 2010 году полностью отказаться от их использования, заменив на современную и более вместительную версию модуля Apollo с разгонным блоком предыдущих моделей шаттлов. После потери «Колумбии» в 2003 году в строю осталось только 3 космических челнока, а для завершения строительства МКС необходимо сделать еще 18 вылетов. Если шаттлы перестанут регулярно доставлять грузы на МКС, NASA будет вынуждено приостановить, а, возможно, и прекратить установку научных модулей на МКС, произведенных в Европе и Японии, общей стоимостью свыше $1.3 млрд.

Помимо строительства МКС, еще одно важное событие в пилотируемой космонавтике — запуск китайского корабля «Шэньчжоу-5» в 2003 году. Таким образом, Китай стал третьей державой, отправившей человека в космос.

Однако все эти проекты никак не могут считаться инновационными и требуют вложения огромных средств. Китайский проект «Шэньчжоу» - обновленная версия советского «Союза» — скорее шаг назад на 40 лет.

Научные результаты, полученные в ходе проведения пилотируемых миссий, не сопоставимы с затратами и риском. Европейское космическое агентство (ESA), к примеру, выделяет только одну восьмую своего бюджета на пилотируемую космонавтику и не собирается строить пилотируемый корабль, предпочитая пользоваться услугами российских или американских. Львиная доля бюджета ESA уходит на создание и эксплуатацию пусковых установок, ракет-носителей, научных спутников или космических зондов, приносящих хорошую прибыль. Так же действует и Япония.

В настоящее время NASA пытается восстановить утраченную репутацию в этой области освоения космоса и активно продвигает проекты пилотируемых полетов. Ведутся переговоры с иностранными партнерами по созданию базы на Луне к 2018 году и по проекту высадки людей на Марс. Однако из-за растущих проблем в работе над проектом МКС будущее этих миссий также пока остается неопределенным.

«Экспедиция к Луне, конечно, представляет для нас большой интерес, но для Европы путешествие на Марс более привлекательно с научной точки зрения», — комментирует г-н Жан-Жак Фавье, геолог и бывший астронавт, заведующий стратегическим отделом в Национальном центре космических исследований Франции (CNES).

Но даже в этом случае успех марсианской пилотируемой миссии в основном будет зависеть от высокоскоростных ракет, позволяющих уменьшить время перелета, и от роботов, которые будут помогать человеку проводить научные исследования.

Комментарии