Будущее авиации за электрокрылом
В Лётно-исследовательском центре им. Армстронга НАСА начинаются испытания электрического крыла, разработанного в рамках проекта LEAPTech. Это крыло — новый этап развития авиации, связанный с переходом на полностью электрическую тягу и аккумуляторы вместо баков с бензином или керосином.
Распаковка экспериментального крыла HEIST
Опытный образец крыла под названием HEIST (Hybrid-Electric Integrated Systems Testbed) сделан из углеродного композита, имеет длину 9,4 м и оснащен 18 электродвигателями с питанием от литий-железо-фосфатной батареи. Крыло содержит все необходимые системы для управления двигателями, каждый из которых может работать в разных режимах, обеспечивая максимальную эффективность. Основные преимущества электрокрыла — это снижение зависимости авиации от ископаемого топлива, улучшение летно-технических характеристик самолетов и уменьшение шума. Простая конструкция крыла позволяет проектировать под него различные самолетные фюзеляжи. Одно из основных достоинств крыла HEIST — наличие почти двух десятков моторов, благодаря чему отказ нескольких из них позволит продолжить полет или совершить безопасную посадку. При этом обслуживать электродвигатели намного проще и дешевле, чем поршневые моторы, турбовинтовые и тем более турбореактивные двигатели.
В будущем электрокрыло будет использоваться прежде всего в легкомоторной авиации
В настоящее время завершена сборка крыла и его установка на грузовик. Вместо испытаний в аэродинамической трубе, крыло HEIST проверят в пустыне: грузовик с крылом будет разгоняться до скорости 112 км/ч. Таким образом можно проверить работу электродвигателей, устойчивость крыла к вибрационным нагрузкам и его аэродинамику.
Крыло HEIST испытают с помощью грузовика, мчащегося по пустыне
Проект LEAPTech был инициирован НАСА в 2014 г. В нем участвуют две калифорнийские компании, ESAero и Joby Aviation, которые отвечают за интеграцию систем, производство электрических двигателей, воздушных винтов и других компонентов электрокрыла.
LEAPTech — ключевой элемент плана НАСА по переводу авиации на электрическую тягу к концу следующего десятилетия. Прежде всего это касается огромного парка частных легкомоторных самолетов, а в более отдаленном будущем — транспортной авиации.
Широкое распространение электрического авиатаранспорта "потянет" за собой множество других высокотехнологичных секторов, например, производство аккумуляторов, альтернативных источников энергии (ветряков и солнечных панелей для зарядки самолетов), разработку новых систем управления полетом и т.д.