Британский парадокс: фиаско спутниковой навигации
Британский журнал Computing Which? провел испытания навигационных систем различного типа. Водителям легковых автомобилей необходимо было как можно быстрее добраться из пункта А в пункт В, не нарушая при этом правил дорожного движения – не превышая скорости, не проезжая на красный сигнал светофора и, разумеется, двигаясь только по дорогам. Маршрут определялся при помощи спутниковой навигационной системы Garmin Nuvi (£220), ПО Microsoft Autoroute 2006 (£45), британского официального веб-сайта Transport Direct, а также обычного, напечатанного на бумаге дорожного атласа (£8).
Победителем турнира, сообщает Reuters, с результатом 1 час 35 минут вышел «старорежимный» бумажный атлас. Второе место с заметным отрывом (результат – 1 час 43 минуты) заняла система Garmin Nuvi.
Вопреки расхожим предрассудкам, продукт от Microsoft с результатом 1 час 49 минут не занял последнее место, уступив его официальному сервису правительства Великобритании – сайту Transport Direct. Доверившийся последнему водитель прибыл к месту назначения спустя 2 часа 19 минут, заблудившись пару раз по дороге.
Эксперты журнала Which? отметили, что различные навигационные технологии имеют свои достоинства и недостатки. Использование бумажного атласа при поездке в одиночку негативно сказывается на безопасности. В то же время, использование спутниковых навигационных систем с голосовыми командами очень плохо сочетается с прослушиванием музыки.
«Вероятно, комбинирование различных методов прокладки маршрута окажется самым быстрым и самым удобным», - резюмирует результаты эксперимента Эбигайль Варакер (Abigail Waraker), редактор журнала Which?
Неожиданный только для закоренелых оптимистов результат британского эксперимента, разумеется, не означает, что современные технологии уступают технологиям вчерашнего дня в принципе. Просто новое нуждается в комплексности.
Спутниковые и другие современные навигационные технологии, позволяющие мгновенно определять местоположение транспортного средства, могут показать свои возможности лишь в том случае, если будут дополнены достоверной, всесторонней и регулярно обновляемой – в том числе, в реальном времени – геопространственной информацией. Без такой информации вреда от них может быть больше, чем пользы. Это справедливо и для Великобритании, и тем более – для нашей страны.
Для России, только открывающей для себя мир современных географических и навигационных технологий, проблема «встраивания» спутниковых технологий в существующую реальность и ее модернизации стоит особенно остро. Надежды на то, что с воссозданием работоспособности национальной навигационной системы Глонасс, снятием запретов на пользование GPS и установкой навигационных приемников в каждый автомобиль навигационные системы в России заработают «сами собой», обманчивы. Без полных, точных и непрерывно обновляющихся географических данных никакой навигационный приемник – ни GPS, ни Глонасс – проблему оптимизации движения автотранспорта не решит.
Россия бросается в крайности, демонстрируя при этом отсутствие технологической политики, предназначенной для решения собственно государственных задач, а не погони за фантомом мгновенной коммерческой прибыльности. Особенно наглядно это видно на примере российского аналога GPS – системы Глонасс.
Созданная, а затем фактически заброшенная система Глонасс вновь оказалась в ряду государственных приоритетов, и это нельзя не приветствовать. Она действительно может стать коммерчески прибыльным проектом и локомотивом возрождения отечественной наукоемкой промышленности. Однако ее использование в стране станет по-настоящему эффективным, если будет дополнено реальными и планомерными действиями, направленными на развитие рынка геоданных. Только тогда бумажные карты, атласы и интуиция смогут уступить место технологиям сегодняшнего дня, а последние смогут на самом деле преобразить российские реалии.