Blue Origin представил замену российскому РД-180
Джеф Безос (Jeff Bezos), основатель Amazon.com и глава частной космической компании Blue Origin, представил двигатель BE-4, которым американцы планируют заменить российский РД-180. На прошлой неделе UnitedLaunch Alliance и Blue Origin подписали соглашение о совместном финансировании разработки BE-4. По заявлению Джефа Безоса, стендовые испытания рабочего прототипа двигателя начнутся в 2016 году, а первый полет ракеты с BE-4 запланирован на 2019 год.
Сегодня ракета-носитель Atlas V использует российские двигатели РД-180. Таким образом, ключевой американский носитель, выводящий в космос в том числе и секретные военные нагрузки, например беспилотный шаттл X-37B, летает в космос на двигателях, разработанных в российском НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко.
Двигатель РД-180 создан в середине 1990-х годов на базе двигателя РД-170, который обладал уникальным сочетанием высокой мощности и малого веса. В 1996 году компания General Dynamics приобрела лицензию на использование РД-180 на ракетах Atlas. С тех пор самые тяжелые американские ракеты более 50 раз отправлялись в космос на РД-180.Тем не менее, в США постоянно ведутся разговоры о разработке собственного двигателя.
Один из проектов по замене РД-180 – это попытка модернизировать двигатель AR-1, который применялся на лунной ракете Saturn 5. Над этим проектом работают компании Aerojet Rocketdyne и Dynetics, они надеются, что использование современных материалов, технологий проектирования и изготовления узлов позволят снизить массу AR-1 и одновременно повысить эффективность его работы.
BE-4 – это новый двигатель, который использует последние технологические решения
Как и РД-180, двигатель BE-4 использует в качестве окислителя жидкий кислород, но топливо у американского аналога – не керосин, а сжиженный метан. Пара метан-кислород обеспечивает намного большую удельную тягу, к тому же метан имеет в 3 раза лучшую охлаждающую способность, чем керосин. Также упрощается схема работы двигателя, что положительно сказывается на его надежности.
Мощность BE-4 на уровне моря составит 2,4 меганьютонов (у РД-180 3,8 МН). Таким образом, для замены одного РД-180 придется использовать два BE-4. По заявлению Джефа Безоса, BE-4 будет дешевле в эксплуатации, чем российский двигатель. Остается решить лишь вопросы надежной работы – именно этим будут заниматься конструкторы в течение ближайших 5 лет.