Биотехнологии вновь в чести в России?
Биотехнология является одной из наиболее характерных для развитых стран отраслей промышленности высоких технологий, продукция которой пользуется стабильным и непрерывно растущим спросом. Так, ежегодный прирост рынка биотехнологической промышленности в мире, по оценке Минпромэнерго, составляет около 7%, а его объем в 2003 году составил почти $200 млрд. Если в 1990 году СССР занимал второе место в мире по развитию микробиологической промышленности, уступая лишь США, то сейчас Россия находится далеко позади: ее вклад в общий объем мирового производства сократился с 3 – 5% до менее 1%. При этом практически прекратилось производство ряда ключевых продуктов: антибиотиков, витаминов; производство ферментов упало в 6 раз, антибиотиков – в 12 раз, кормового белка - в 25 и т.д. На долю России приходится 0,02% мирового производства генно-инженерных препаратов для медицины. Импортозависимость России по важнейшим видам биотехнологической продукции исключительно велика: например, по инсулину она составляет почти 100%, по антибиотикам – свыше 90%.
Несмотря на то, что эта отрасль промышленности в России не исчезла окончательно, внутренняя политика, проводившаяся в последние полтора десятка лет отечественным руководством, привела к существенным диспропорциям в ее развитии – по приводившимся на слушаниях данным, производство этилового спирта, в объеме производства отрасли достигает 70%. Но одним спиртом потребности России не ограничиваются - упадок отечественного производства не явился следствием сокращения спроса на продукцию отрасли (ферменты, антибиотики, аминокислоты, вакцины, иммунные препараты, и т. д.). Наоборот, он возрос, однако удовлетворяется за счет импорта.
Возрождение отрасли – уже не столько вопрос престижа или даже экономической целесообразности, хотя последняя и очевидна. Это необходимое условие обеспечения экономической независимости страны, и невозможно без четко выраженной готовности государственного руководства выработать необходимый для этого комплекс мера и добиться их претворения в жизнь. Представление о том, каким образом восстанавливать отрасль, уже имеется.
Для этого эксперты Агентства по промышленности Минпромэнерго России предлагают воспользоваться опытом Малайзии и Сингапура – стран, с наиболее эффективной государственной политикой в области биотехнологий, которая могла бы стать для российского руководства образцом для подражания. Ключевым аспектом новой политики является создание специализированных технопарков. «Ключевыми элементами таких технопарков могут стать инновационные бизнес-инкубаторы, работающие полностью на принципах рыночной экономики и призванные стать «генераторами» «юниорских» высокотехнологических фирм», - отметил председательствовавший на слушаниях председатель комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум.
Комплексную программу возрождения российской биотехнологии предложило Минпромэнерго. Ее ключевым моментом является создание государственной инвестиционной венчурной биотехнологической компании с уставным капиталом от 2 до 4 млрд. рублей. Он формируется за счет государственных средств и крупного частного капитала. Компания управляется советом директоров (инвесторы) и возглавляется представителем Минпромэнерго или Роспрома. Создается Национальный центр по промышленной биотехнологии, осуществляется строительство и ввод в эксплуатацию новых производств – в частности, по производству антибиотиков. Вырабатывается осмысленная тарифная политика, противодействующая импорту продуктов, уже производящихся в самой России, а также ясный и прозрачный налоговый механизм, позволяющий производить не только спирт.
В настоящее время трудно предсказать, чем обернутся «благие пожелания» Думы на практике. Неуклонный рост внимания к отечественной наукоемкой промышленности, отчетливо наблюдавшийся в 2004 году, вселяет осторожный оптимизм.