"Бездумное" чтение опустошает мозг
Феномен «отвлеченного чтения» впервые исследовался в лаборатории университета Питтсбурга, сообщает PhysOrg. Эксперимент проводили ученые из университетов Питтсбурга и Британской Колумбии, в тестировании участвовали студенты университета. Студентов попросили читать текст на мониторе компьютера и делать отметки в конце каждого прочитанного абзаца (к слову сказать, текст представлял собой первые пять глав «Войны и мира» Л. Н. Толстого). Кроме того, половина участников эксперимента получала периодически всплывающие на экране напоминания: «Ты не отвлекаешься?».
Несмотря на все эти предупреждения (участие в эксперименте само по себе является фактором, повышающим сосредоточенность), результаты тестирования показали, что читатели регулярно отвлекаются от текста. «Глаза бегают по строчкам, но мысли далеко», таков был типичный комментарий участников эксперимента, оправдывающих свою невнимательность. Мечты о сытном обеде, будничные проблемы, планы на вечер, отвлеченные фантазии занимали мысли большинства испытуемых. Малочисленная группа участников
Последствия этого явления не так безобидны, как может показаться на первый взгляд. У школьников и студентов частое практикование «отвлеченного» чтения ведет к снижению успеваемости вывод важный и, увы, предсказуемый.
Эрик Рейчл (Erik Reichle), профессор Питтсбургского университета и один из организаторов эксперимента, говорит, что на конференциях всегда раздается смех, когда он упоминает в своих выступлениях о феномене «отвлеченного» чтения. «Это бывает с каждым, говорит проф. Рейчл. Наверное, именно поэтому феномен „отвлеченного чтения“ практически не изучен. К счастью, в последнее время этим вопросом всерьез начали интересоваться ученые».
Пока профессору удалось только доказать сам факт существования феномена «отвлеченного чтения» и его распространенность подобному «заболеванию» подвержен практически каждый читатель. Профессор Карен Виксон (Karen Wixson), специалист в области образовательных методик из Мичиганского университета, полагает, что данное исследование не дает готовых рецептов для повышения концентрации внимания необходимо провести дополнительные тесты среди учащихся начальных и старших классов школ. Кроме того, добавляет проф. Виксон, испытуемые читали текст с монитора компьютера, что существенно снижает концентрацию внимания, и, к тому же, у студентов отсутствовал стимул для поддержания внимания «в тонусе» это был просто эксперимент, не связанный с образовательным процессом.
Напротив, Кэти Роллер (Cathy Roller) из международной ассоциации чтения уверена, что педагоги могут уже сейчас извлечь определенные уроки из проведенного тестирования для этого не обязательно вырабатывать специальные психологические методики. «Отвлеченное чтение», как считает
Стоит отметить, что исследование проводилось на средства, выделенные Институтом образовательных наук, подведомственным министерству образования США. Сумма выделенного гранта на этот проект составила $691 тыс.