Выбирай : Покупай : Используй
в фокусе
0

"Бездумное" чтение опустошает мозг

Проблема концентрации внимания во время чтения всерьез заинтересовала ученых. В США проводятся исследования так называемого феномена «отвлеченного» чтения. Цель эксперимента - выявить физиологические и психологические причины этого, как оказалось, массово
Каждому приходилось ловить себя на том, что он читает абзац уже третий раз и не понимает, что в нем написано. Часто по прочтении целой книги человек затрудняется сказать, о чем шла речь. Это феномен «отвлеченного» или «бездумного» чтения. Его можно сравнить с доведенным до автоматизма управлением автомобилем — зачастую водитель даже не замечает, сколько километров проехал.

Феномен «отвлеченного чтения» впервые исследовался в лаборатории университета Питтсбурга, сообщает PhysOrg. Эксперимент проводили ученые из университетов Питтсбурга и Британской Колумбии, в тестировании участвовали студенты университета. Студентов попросили читать текст на мониторе компьютера и делать отметки в конце каждого прочитанного абзаца (к слову сказать, текст представлял собой первые пять глав «Войны и мира» Л. Н. Толстого). Кроме того, половина участников эксперимента получала периодически всплывающие на экране напоминания: «Ты не отвлекаешься?».

Несмотря на все эти предупреждения (участие в эксперименте само по себе является фактором, повышающим сосредоточенность), результаты тестирования показали, что читатели регулярно отвлекаются от текста. «Глаза бегают по строчкам, но мысли далеко», — таков был типичный комментарий участников эксперимента, оправдывающих свою невнимательность. Мечты о сытном обеде, будничные проблемы, планы на вечер, отвлеченные фантазии занимали мысли большинства испытуемых. Малочисленная группа участников все-таки пыталась сосредоточиться на тексте, однако почти безуспешно.

Последствия этого явления не так безобидны, как может показаться на первый взгляд. У школьников и студентов частое практикование «отвлеченного» чтения ведет к снижению успеваемости — вывод важный и, увы, предсказуемый.

Эрик Рейчл (Erik Reichle), профессор Питтсбургского университета и один из организаторов эксперимента, говорит, что на конференциях всегда раздается смех, когда он упоминает в своих выступлениях о феномене «отвлеченного» чтения. «Это бывает с каждым, — говорит проф. Рейчл. — Наверное, именно поэтому феномен „отвлеченного чтения“ практически не изучен. К счастью, в последнее время этим вопросом всерьез начали интересоваться ученые».

Пока профессору удалось только доказать сам факт существования феномена «отвлеченного чтения» и его распространенность — подобному «заболеванию» подвержен практически каждый читатель. Профессор Карен Виксон (Karen Wixson), специалист в области образовательных методик из Мичиганского университета, полагает, что данное исследование не дает готовых рецептов для повышения концентрации внимания — необходимо провести дополнительные тесты среди учащихся начальных и старших классов школ. Кроме того, добавляет проф. Виксон, испытуемые читали текст с монитора компьютера, что существенно снижает концентрацию внимания, и, к тому же, у студентов отсутствовал стимул для поддержания внимания «в тонусе» — это был просто эксперимент, не связанный с образовательным процессом.

Напротив, Кэти Роллер (Cathy Roller) из международной ассоциации чтения уверена, что педагоги могут уже сейчас извлечь определенные уроки из проведенного тестирования — для этого не обязательно вырабатывать специальные психологические методики. «Отвлеченное чтение», как считает д-р Роллер, тесно связано с непониманием сути текста, и преподаватели должны стремиться в первую очередь к тому, чтобы студенты читали осмысленно — для этого учащихся можно попросить делать пометки или выделять ключевые фразы и иллюстрации.

Стоит отметить, что исследование проводилось на средства, выделенные Институтом образовательных наук, подведомственным министерству образования США. Сумма выделенного гранта на этот проект составила $691 тыс.

Комментарии