Ан-70 так и не прилетел на
МАКС-2005, что косвенно подтверждает информацию из источников в
оборонно-промышленном комплексе России о возможной ликвидации проекта. Между тем, как утверждают его разработчики, самолет уникальный он способен взлетать и садиться на неподготовленные грунтовые площадки длиной около 600 м, при взлетной массе около 115 тысяч кг и полезной нагрузке до 47 тысяч кг. Аналогов ему пока нет в мире, но ожидается, что в 2008 г.
Airbus создаст близкий по характеристикам A400M (см. иллюстрации) и, тем самым, преимущества совместной
российско-украинской разработки канут в Лету.
Официальные лица предпочитают не называть четкие сроки и планы работ по совместному проекту Ан-70. Торможение работ происходит по двум причинам техническим, если верить отечественным специалистам, и финансовым. Если ранее российские специалисты предъявляли претензии к общей конструкции самолета, теперь они сосредоточились на двигателях. ВВС РФ потребовали провести дополнительные испытания двигателя на газодинамическую устойчивость. Украинская сторона, напротив, утверждает, что все необходимые доработки выполнены, как и стендовые испытания. Остается только провести 34 испытательных полета с этими двигателями. Но, как сообщает «Обозрение МАКС-2005», российская делегация не прибыла на испытания в мае этого года по неизвестным причинам. Новые испытания ожидаются в ближайшее время. Неопределенность с участием в них российской делегации ставит под вопрос продолжение всей сертификационной программы.
Другая проблема проекта Ан-70 финансовая. Опытно-конструкторские разработки по этому самолету должны финансироваться совместно обеими сторонами Россией и Украиной в соотношении 72% к 28%. По словам украинской стороны, они свои обязательства выполнили полностью, а Россия только на 5%. И это несмотря на то, что еще в преддверии МАКС-2003 премьер-министр, которым тогда был Михаил Касьянов, заявил, что задержка с финансированием Ан-70 должна быть ликвидирована. Аналогичную позицию тогда же высказал начальник вооружения ВС России Алексей Московский.
Неопределенность относительно дальнейшей судьбы проекта связана и с тем, что российская сторона все еще не решила закупать новый самолет или нет. Между тем, обязательства Украины по его закупкам составляют 65 машин, а России 164 на срок до 2018 г. В настоящее время этот вопрос рассматривается с позиций необходимости окончания сертификационных испытаний, только после этого может быть запущено производство самолета на заводе «Полет» в
Омске. Но такая постановка вопроса очень похожа на затягивание с его решением. Напомним, что еще два года назад главком ВВС РФ
Владимир Михайлов заявил: «Самолет Ан-70 пусть покупает кто угодно, только не ВВС России, пока у руля есть
генерал-полковник Михайлов», и в дальнейшем от этих слов
главком ВВС не отказался.