AASR: шведский метод борьбы со “стелсами”
Швеция впервые представила относительно детальную информацию о проекте AASR (Associative Aperture Synthesis Radar), предназначенном для гарантированнного выявления низколетящих скоростных малозаметных целей – например, крылатых ракет.
Как сообщается в блоге Aviation Week, реализация проекта, разрабатывавшегося в течение восьми лет в обстановке строжайшей секретности, была прекращена в 2000 году – угроза нападения с использованием крылатых ракет была признана ушедшей в прошлое. Но первая информация о нем была обнародована компанией Saab Microwave Systems (до июня 2006 года – Ericsson Microwave) только сейчас.
В основе технологии AASR лежит использование характерной особенности современных stealth-технологий – более или менее эффективно рассеяния подавляется лишь в направлении, обратном направлению приходящего сигнала. AASR создана по принципу бистатичного радара (Bistatic Radar) – радара, в котором излучатель и приемник разделены в пространстве на расстояние, сопоставимое с расстоянием до цели.
При этом для определения координат цели используется принцип определения местоположения по измерениям времени прихода эталонных сигналов, аналогичный используемому в системе GPS.
Система работает в UHF-диапазоне (300 – 3000 МГц), где используемые в «стелсах» радиопоглощающие материалы теряют эффективность.
Каждый излучатель работает в режиме ступенчатого изменения частоты излучения (stepped frequences). Изменяемая по «известному» и передатчику, и приемнику закона частота позволяет определить время прохождения луча и, следовательно, пройденный путь.
Фиксация отраженного сигнала несколькими приемниками, расположенными в точках с известными координатами, позволяет определить точное текущее местоположение объекта локации. Сообщается, что достигнута точность определения текущих координат лучше 1,5 м – более чем достаточно для радиокомандного наведения ракеты-перехватчика.
“Стелсоустойчивая” система контроля воздушного пространства Швеции на базе AASR-системы должна была включать в себя 900 стационарных приемников и передатчиков. Поразительна ее дешевизна – общая стоимость должна была составить около $156 млн.
Помимо дешевизны и эффективности, система AARS обладает целым рядом преимуществ. Использование для локации определения не углов до цели, но дальностей позволило отказаться от широкоапертурных антенных комплексов. Подавление сети из почти тысячи распределенных элементов, составляющих единую систему, является непростой задачей. Особенности бистатических радаров позволяют использовать сигналы относительно невысокой мощности.
У системы есть своя “Ахиллесова пята” –эффективно отслеживаются только те цели, которые находятся в пространстве между передатчиками и приемниками и, следовательно, заблаговременное выявление атаки с использованием малозаметных крылатых ракет только лишь с ее помощью невозможно – тем более для такой относительно небольшой страны, как Швеция. Вместе с тем, возможно, проблема эта уже решена.
В настоящее время UHF-передатчики с известным с высочайшей точностью положением уже существуют – это передатчики глобальных навигационных систем, таких, как ГНСС. Их излучение пронизывает все воздушное и околоземное космическое пространство. Теоретически их излучение можно использовать в целях локации.
Эти технологии уже реализованы. На форуме "Инновационные технологии XXI века" в апреле 2007 года российская корпорация «Вымпел» представила технологию локации объектов, территорий и акваторий с использованием сигналов GPS и Глонасс и пассивных – а значит, малозаметных – многопозиционных приемников с антеннами с синтезированной апертурой.
Такие системы могут располагаться на самых различных платформах – в том числе авиационных. Кроме локации, их можно использовать для радиолокационной съемки земной поверхности с высоким – до 5 м – пространственным разрешением.
Вероятно, системы, использующие сигналы навигационных спутников, могут использоваться и для выявления «стелсов». В этом случае особую значимость приобретает мощность передатчиков спутниковых сигналов. И тогда планируемое Пентагоном в рамках концепции GPS III резкое – почти на три порядка – повышение мощности передаваемых спутниками навигационных сигналов может предстать в неожиданном свете.