Змеи никогда не выходили из моря на сушу
В свежем номере журнала Nature появилось сообщение, вероятно, раскрывающее тайну происхождения змей. Группа исследователей из Йельского университета заявляет, что змеи впервые появились не на море...
В свежем номере журнала Nature появилось сообщение, вероятно, раскрывающее тайну происхождения змей. Группа исследователей из Йельского университета заявляет, что змеи впервые появились не на море, как принято обычно считать, а на суше.
Споры о том, как именно на Земле появились змеи, идут давно, но довольно вяло, потому что до сих пор спорщикам не хватало фактического материала, а именно переходных видов, в которых сочетались бы черты предшественника и черты нового существа. Теперь, заявляют члены Йельской команды, такой переходный вид найден, причем найден уже давно, просто до сих пор никто не дал себе труда проанализировать ее особенности.
Coniophis precedens имел тело змеи и голову ящерицы
Это – окаменелые останки переходного между ящерами и змеями существа длиной в несколько десятков сантиметров, впервые найденной около ста лет назад палеонтологами на востоке штата Вайоминг, самой примитивной из всех, когда-либо обнаруженных, и, главное, сочетающей в себе черты змеи и норной ящерицы. У нее змеиное тело и голова ящерицы. Ученые считают, что в ходе эволюции норная ящерка, по каким-то пока неизвестным причинам лишилась ног и вынуждена была адаптироваться к ползающему образу жизни.
Существо назвали Coniophis precedens, и жило оно 65-70 миллионов лет назад одновременно с динозаврами. По мнению Николаса Лонгрича, главного автора статьи в Nature, у кониофиса, возможно были маленькие ножки. Анализ, проведенный его группой, показал, что кониофис "не был адаптирован к передвижению в воде" и обитал на пойменных равнинах. Судя по физиологическим особенностям позвоночника, от своих предков эта змейка переняла норный образ жизни. Причем это была плотоядная змейка.
По форме челюстей ученые пришли к выводу, что ее жертвы имели относительно крупные и мягкие тела. Однако эволюционного преимущества, позволяющего современным змеям заглатывать животных, превышающих их по размеру, кониофис не получил - его нижняя челюсть была прочно соединена с черепом. Лонгрич считает, что это была не ядовитая змея, поскольку они, по современным воззрениям, появились много позже гибели динозавров. Он полагает, что кониофис был маленьким удавом и своих жертв предпочитал душить собственным телом.
По мнению Лонгрича, именно эта змея дала начало всем остальным.