Выбирай : Покупай : Используй
в фокусе
0

Японский виртуальный шлем прояснит природу галлюцинаций

В 2010 году на экран вышел знаменитый блокбастер Кристофера Нолана "Начало", где рассказывается, как в недалеком будущем военная техника может позволить проникнуть в сновидения человека и изменить их....

В 2010 году на экран вышел знаменитый блокбастер Кристофера Нолана "Начало", где рассказывается, как в недалеком будущем военная техника может позволить проникнуть в сновидения человека и изменить их. Герой фильма, промышленный шпион Дом Кобб, получает задание посеять некую идею в уме влиятельного бизнесмена. Добб делает это, вторгаясь в его сны. В фильме показан комплекс, с помощью которого Кобб и другие персонажи трансформируют сновидения настолько, что сами уже не могут понять, где находится реальность.

Японские исследователи разработали компьютерный шлем, который манипулирует реальностью и может быть использован для изучения когнитивных нарушений при психических расстройствах. Система "замещения реальности" (SR), созданная исследователями Института исследований мозга RIKEN, сделана из недорогих, коммерчески доступных электронных компонентов: панорамной видеокамеры, компьютера для хранения отснятого и прикрепляемого к голове дисплея, на котором могут воспроизводиться как реальные, так и заранее записанные кадры.

Чтобы проверить систему, ведущий автор недавно опубликованной статьи о SR, Кейсуке Сузуки, и его коллеги провели простой, но гениальный эксперимент. Они привлекли группу добровольцев и сняли каждого входящим в комнату и получающим инструкции от одного из исследователей. После этого каждому испытуемому было предложено сесть в кресло и надеть на себя шлем-дисплей, который проигрывал ему последовательность живых и заранее записанных сцен, заменяя одну на другую без ведома участника.

Первая сцена была поддельной - это была запись, в которой один из исследователей появлялся в дверях и обращался к участнику эксперимента. Затем следовала сцена, где участник видел самого себя во время получения инструкций. Затем была вторая поддельная сцена, записанная заранее, в которой экспериментатор вновь входил в комнату и объяснял назначение эксперимента. В финальной сцене исследователь на самом деле входил в комнату и объяснял, что все предыдущие кадры были всего лишь видеосюжетами.


В видеосюжете видно, как подменяется реальное изображение, которое видит испытуемый, на заранее отснятое. Рисунок на балетках танцовщицы позволяет компьютеру "синхронизировать" два изображения

В сценах, где испытуемые видели своих двойников, они сразу понимали, где запись, а где реальность. В остальных же случаях им почти не удавалось отличить записанные кадры от прямого эфира. Некоторые, правда, заметили небольшую разницу звука живой и постановочной сцен. Но все остальные субъективно переживали игровые сцены как реальные.

"У психических больных иногда бывает обманчивое представление о том, что они находятся в альтернативной реальности. Шизофреники могут испытывать галлюцинации и в буквальном смысле видеть вещи, которых не существует, - говорит Сузуки. - SR предоставляет возможность моделировать эти переживания у здоровых людей. Это может быть полезно для изучения когнитивных механизмов, лежащих в основе галлюцинаций и бреда".

Сузуки, находясь на данный момент в Университете Сассекса, занимается усовершенствованием системы SR, которую он со своими коллегами планирует использовать в различных проектах. Основной упор будет сделан на применение в психиатрической области, но система также может быть мощным инструментом для понимания того, как формируются наши сознательные переживания в повседневной жизни.

Комментарии