Установлен характер зависимости коммерческого успеха кинофильмов от отзывов о нем зрителей, что позволит кинодельцам прогнозировать кассовые сборы заранее.
Доктор Сезар Идальго (Cеsar Hidalgo) совместно с коллегами из университета Нотр-Дам (Notre Dame) разработал метод
количественной оценки качества фильмов, который, как он полагает, может использоваться киностудиями для оценки коммерческой ценности кинопродукции, сообщает PhysicWeb.
Д-р Идальго и его коллеги создали модель, в которой учитывается, сколько людей идет на премьеру фильма, идут ли они в одиночку или группой. Модель также описывает скорость, с которой зрители теряют интерес к фильму после начала проката. Эта скорость обратно пропорциональна вероятности того, что новые зрители увидят этот фильм.
Используя эти параметры, исследователи получили количественный показатель, который дает адекватную оценку коммерческой ценности фильма. Этот показатель не учитывает результаты опросов общественного мнения такие как, например, «лучшая десятка». Учитывается, сколько людей реально посмотрело данный фильм за время его проката на широком экране.
Ученые считают, что их формула может быть использована продюсерами и киностудиями при обсуждении вопросов о съемках продолжений фильмов или об инвестициях в производство фильмов определенного жанра. «В настоящее время ведущие производители принимают такие решения, исходя исключительно из соображений доходности, комментирует д-р Идальго. Наша формула помогла бы киноиндустрии открыть новые, более перспективные ниши рынка».
При разработке математической модели принимались во внимание два основных момента: во-первых, средний человек редко смотрит один и тот же фильм дважды, и, во-вторых, вероятность просмотра фильма потенциальным зрителем зависит от мнения его знакомых и друзей, которые уже видели его. Другими словами, если кому-то фильм понравился, то все его знакомые, скорее всего, также его посмотрят. Если же фильм произвел негативное впечатление, результат будет противоположным.
Достоверность своих расчетов исследователи подтвердили, сравнив свои показатели с кассовыми сборами 44-х кинофильмов, имевших самые большие бюджеты в 2003 году. Данная модель может применяться и в других областях индустрии развлечений концертах, театральных постановках, выставках, продажах компакт-дисков и популярных книг.
«Наши исследования доказывают, что поведение
среднестатистического зрителя вовсе не так случайно и непредсказуемо, как принято считать», говорит
д-р Идальго.