Выбирай : Покупай : Используй
в фокусе
0

Способность отличать друзей от врагов является врожденной

Шестимесячные младенцы концентрируют внимание на людях, готовых помочь, предпочитая их тем, кто может помешать или навредить. К такому заключению пришли американские исследователи после эксперимента...

Шестимесячные младенцы концентрируют внимание на людях, готовых помочь, предпочитая их тем, кто может помешать или навредить. К такому заключению пришли американские исследователи после эксперимента, в котором участвовали дети в возрасте от 6 до 10 месяцев, сообщает портал Wissenschaft. Младенцы учатся оценивать социальное поведение окружающих раньше, чем начинают говорить. Вероятно, эта способность является врожденной и служит основой для развития моральной системы ценностей, пишут исследователи.

В ходе эксперимента детям показывали геометрические фигурки с нарисованными на них лицами. Дружелюбный персонаж-кружок пытался взобраться на холм. После многих безуспешных попыток появлялся треугольник, который помогал неудачливому «альпинисту», или квадрат, который сталкивал героя вниз. Иногда появлялась еще одна фигурка, которая сохраняла нейтралитет, безучастно наблюдая за попытками героя влезть наверх. Исследователи отмечали, на каких фигурках дети концентрировали внимание, а какие игнорировали.

Все шестимесячные младенцы и 14 из 16 малышей в возрасте десяти месяцев предпочли фигурку-помощника, как по отношению к «плохому» квадрату, так и по отношению к нейтральному персонажу. При выборе между «плохим» и нейтральным они почти всегда отдавали предпочтение бездеятельной фигурке. Десятимесячные дети также ожидали, что герой будет держаться подальше от квадрата и ориентироваться на своего треугольного «помощника».

При жизни в социуме необычайно важно как можно быстрее понять, кто находится рядом с тобой – друг или враг. То, что даже младенцы могут самостоятельно оценить чье-либо поведение, еще раз доказывает важность этой способности, считают ученые. Результаты эксперимента свидетельствуют, что этот навык – врожденное, а не приобретенное, приспособление к жизни в социуме. По мнению ученых, врожденное умение различать индивидуумов с хорошими и плохими намерениями служит основой для дальнейшего формирования моральной системы ценностей и усложненных представлений о добре и зле. В пользу этой гипотезы говорит в первую очередь то, что «выводы» детей были основаны на наблюдениях, а не на полученном лично положительном или отрицательном опыте.

Комментарии