"Штрих-коды" ДНК помогут в борьбе с контрабандой
Результаты новых генетических исследований помогут бороться с торговлей некачественными продуктами, незаконным оборотом древесины, предотвращать вспышки малярии и даже столкновения птичьих стай с...
Результаты новых генетических исследований помогут бороться с торговлей некачественными продуктами, незаконным оборотом древесины, предотвращать вспышки малярии и даже столкновения птичьих стай с самолетами, сообщает агентство Reuters. Эксперты идентифицировали «штриховые коды» ДНК, названные так по аналогии со штрих-кодами на товарах в универмагах, у более чем 31 тыс. видов растений и животных. Число кодов ДНК быстро увеличивается: в 2005 году были идентифицированы всего 12,7 тыс. видов.
Образец генетического материала, например ломтик рыбы или древесные опилки, дает возможность определить в лаборатории «штриховой код» ДНК, уникальный для каждой разновидности. Это занимает несколько часов и стоит всего $2.
Эксперты по штрих-кодам ДНК сотрудничают с такими агентствами, как американская Администрация по продовольствию и лекарствам FDA (Food and Drug Administration) для пополнения баз данных незаконного импорта продуктов и лекарств, борьбы с москитами и установления маршрутов перелета птиц. Выявление штрих-кода ДНК помогает, например, идентифицировать крохотного паразитного червя в партии бананов и уладить спор о том, является ли он безопасным для человека или может вызвать заболевания.
В мае нынешнего года после маркирования отгружаемой партии морского ангела из Китая FDA установила, что в партии есть иглобрюхи, которые содержат смертельно опасный токсин, и запретила их ввоз в США. «Штрих-коды ДНК позволили идентифицировать рыбу очень быстро», – говорит исполнительный секретарь Консорциума штриховых кодов жизни (Consortium for the Barcode of Life) Дэвид Шиндэль (David Schindel) из Смитсоновского института. Такая же проверка позволяет выявить разновидности мебельной древесины, которые не рекомендованы к продаже. «Когда дерево спилено, бывает трудно определить его разновидность без изучения корней и коры. Штрих-коды легко решают эту проблему, – добавляет Шиндэль. – Законы пока готовятся, но я думаю, через год или два идентификация по штрих-кодам ДНК будет использоваться многими службами».
Надлежащая идентификация москитов с помощью штрих-кода ДНК могла бы помочь замедлить распространение малярии, уносящей миллион жизней ежегодно. Ивонн-Мари Линтон (Yvonne-Marie Linton) из Лондонского музея естествознания говорит: «Для борьбы с малярией необходим контроль за направлением движения болезни. Сейчас из-за неправильной идентификации разновидностей москитов такой контроль осуществлять практически невозможно».
Идентификация мертвых птиц после столкновения с самолетами поможет избежать будущих столкновений. Доктор Карла Дав (Carla Dove) из Смитсоновского института объясняет: «Зная, какие птицы, в какое время и на какой высоте чаще всего сталкивались с самолетами, можно установить маршруты их перелетов и предотвратить некоторые из тысяч ежегодных столкновений».
В ближайшие годы ученые намереваются идентифицировать 500 тыс. разновидностей по штрих-кодам ДНК. Пока базы данных не полны, в них содержится приблизительно 20% из 10 тыс. разновидностей птиц и 10% из приблизительно 35 тыс. морских и пресноводных рыб. Составление библиотеки штрих-кодов ДНК для растений является более трудной задачей, но и она будет решена, считают ученые.