Выбирай : Покупай : Используй
в фокусе
0

Руки помогают мозгу запомнить мелодию

Как мы запоминаем мелодию? И почему пианист, забывший ноты, часто начинает сначала? Ученые из Джоржтаунского университетского медицинского центра теперь знают ответы на эти вопросы. На ежегодной встрече...

Как мы запоминаем мелодию? И почему пианист, забывший ноты, часто начинает сначала? Ученые из Джоржтаунского университетского медицинского центра теперь знают ответы на эти вопросы. На ежегодной встрече сообщества неврологов Neuroscience 2012 исследователи раскрыли свои выводы о том, что мозг должен сделать, чтобы обработать новые музыкальные последовательности, и как их потом вспомнить.

Ответ, как сообщает Бреннон Грин, аспирант, работающий в лаборатории ведущего автора Джозефа Раушекера, заключается в следующем: задействованы две разные области мозга. Одна - чтобы запомнить свежую последовательность нот, вторая - чтобы потом вспомнить ее. Но что самое удивительное, в обеих используется моторика.

Грин, Раушекер и трое их коллег из Университета Аалто в Хельсинки использовали функциональную магнитно-резонансную томографию, задействовав добровольцев, прослушивающих музыку прямо в сканере. Исследователи обнаружили, что для запоминания музыки активировались базальные ганглии и мозжечок - области мозга, отвечающие за движение. Менее удивительным было бы, если б эти области использовались для пения - ведь оно требует хоть какой-то мышечной активности. Данные области были активны, когда люди пытались запомнить ноты, причем один звук активировал один нейрон, второй - следующий и так далее.

"Двигательная система включает в себя некоторые области головного мозга, которые природа избрала для декодирования звуков. Поэтому, чтобы узнать мелодию, слуховая система захватывает опорно-двигательный аппарат", - говорит Раушекер.. "Эта та самая часть мозга, которую мы используем, чтобы научиться ходить на лыжах или танцевать", - подтверждает Грин.

После того, как участники исследования узнавали звучащую мелодию, магнитно-резонансная томограмма показывала, что активность мозга переключается с области, отвечающей за моторику, в область, связанную с долговременной памятью. Это также показало, что неважно, сколько именно нейронов сработало на изучение или воспоминание мелодии. Раушекер уподобляет запоминание нот костяшкам домино, сложенным друг за другом: "В мелодии тона связаны друг с другом определенной очередностью. И, как после толчка первого домино, вся цепочка костяшек падает одна за другой. Точно так же возбуждаются нейроны - один за другим. Таким образом, чтобы вспомнить мелодию, требуется меньше нейронов". Это и объясняет, почему легче начать сначала, если вы "застряли" на середине фортепианного исполнения.

Комментарии