Проведен анализ керченской экологической катастрофы
Как сообщает пресс-служба РАН, учёные Южного научного центра Российской академии наук проанализировали результаты полуторагодового мониторинга экологических последствий катастрофы, случившейся в ноябре...
Как сообщает пресс-служба РАН, учёные Южного научного центра Российской академии наук проанализировали результаты полуторагодового мониторинга экологических последствий катастрофы, случившейся в ноябре 2007 года в Керченском проливе. Тогда из утонувших танкеров вылилось порядка 2 тыс. тонн нефтепродуктов.
В зоне катастрофы работали поочередно десять экспедиций Южного научного центра РАН, которые исследовали ее экологические последствия, как в море, так и на побережье. По мнению участников экспедиций, негативное воздействие аварии на промысловые запасы и численность рыб, не столь высоки, как это следует из оценок, распространенных СМИ. История добычи и перевозки нефти и газа показывает, что главными жертвами аварий танкеров становятся околоводные и водоплавающие птицы. Так было у берегов Испании и Аляски. Так произошло и в Керченском проливе.
В зимний период у берегов Черного моря скапливается порядка 300 тысяч птиц. В результате катастрофы в период с ноября 2007 г по март 2008 г. погибло почти 12 тыс. особей. Максимальная гибель птиц – 50 экземпляров на 100 метров – зафиксирована в эпицентре навала мазута на побережье. Поэтому, именно на птиц должна быть нацелена природоохранная политика в прибрежной зоне, считает председатель ЮНЦ РАН, академик Г.Г.Матишов.
Другое серьезное последствие аварии – загрязнение прибрежной зоны. Выброшенные морской волной во время штормов нефтепродукты оказались захороненными на песчаных пляжах на глубину до одного метра. Чтобы ликвидировать это загрязнение, необходимо было собрать тысячи тонн мазута, что можно было сделать с помощью специальной техники. А вот в очистке от мазута прибрежных скал надежда только на естественные процессы, человек здесь практически бессилен.
Оказалось, что наиболее эффективное средство борьбы с выбросами нефтепродуктов – «бастионы» из морских водорослей, сформировавшиеся вдоль некоторых берегов. Они, будучи идеальным сорбентом нефти, очень удобны для сбора и транспортировки мазута.