Выбирай : Покупай : Используй
в фокусе
0

Особенности мозга: дает сконцентрироваться, мешает творить

Ученые из Университета Пенсильвании нашли способ повысить эффективность творческого труда, стимулируя префронтальную кору головного мозга.

Считается, что префронтальная кора управляет познавательной...

Ученые из Университета Пенсильвании нашли способ повысить эффективность творческого труда, стимулируя префронтальную кору головного мозга.

Считается, что префронтальная кора управляет познавательной деятельностью и является своеобразным фильтром, который не позволяет посторонним мыслям, восприятию и воспоминаниям мешать выполнению текущей задачи.

В ходе экспериментов ученые замедляли работу этого природного фильтра и обнаружили, что это повышает производительность труда, требующего творческого мышления. Участникам эксперимента показывали изображения привычных бытовых предметов и просили быстро придумать необычные способы их использования, например, бейсбольную биту в роли скалки. Подопытным демонстрировалась последовательность из 60 объектов, по одному каждые 9 секунд, и ученые засекали время, которое требовалось подопытным, чтобы придумать ответ.

Исследователи предположили, что высокий уровень когнитивного контроля со стороны «фильтра» мешает выполнению творческой задачи. В повседневной жизни фильтр помогает нам сосредоточиться на основных свойствах объекта и «обрезает» то, что несущественно. В то же время при решении творческих задач, в частности по нетривиальному применению обычных предметов, требуется учитывать весь спектр его свойств.

Выяснилось, что так оно и есть: при транскраниальной стимуляции зон когнитивного контроля постоянным током (когда слабый электроток проникает в мозг прямо сквозь череп), творческие способности выросли. Судя по всему, стимуляция вызывает изменения в электрическом потенциале мембран нейронов.

Другими словами, ученые ограничили возможность нейронов в определенном участке мозга генерировать сигналы, что снизило активность данного участка. Подопытные со «штатным» режимом работы префронтальной коры в среднем не могли придумать необычные применения для 15 из 60 объектов, в то время как подопытные с ингибированной деятельностью этого участка мозга пропустили всего 8 объектов. При этом последние выдавали правильные ответы в среднем на секунду быстрее. Для работы мозга секунда – это огромный промежуток времени, обычно исследователи работают с миллисекундами.

Исследование ученых из Университета Пенсильвании не только дает возможность разработки технологий стимуляции творческих способностей, но и объясняет некоторые аспекты развития человека. Так, поскольку префронтальная кора развивается медленно, детям трудно сосредоточиться на выполнении определенной задачи, зато они преуспевают в творчестве.

Комментарии