ОПРФ: необходимо создавать непрерывную систему междисциплинарного образования
Как сообщает пресс-служба РНЦ "Курчатовский институт", Комиссия Общественной палаты РФ (ОПРФ) по образованию и науке провела круглый стол "Подготовка кадров для междисциплинарных исследований". В...
Как сообщает пресс-служба РНЦ "Курчатовский институт", Комиссия Общественной палаты РФ (ОПРФ) по образованию и науке провела круглый стол "Подготовка кадров для междисциплинарных исследований". В его работе приняли участие представители ОПРФ, Минобрнауки, вузовская и научная общественность.
Председатель Комиссии директор РНЦ "Курчатовский институт" Михаил Ковальчук, открывая круглый стол, отметил назревшую необходимость развития междисциплинарного подхода в науке и образовании на современном этапе социально-экономического развития общества. Узкоспециализированная система образования исчерпала себя, сегодня актуальными являются работы на стыке наук и технологий, констатировал он. По словам Ковальчука, надотраслевая суть нанотехнологий, как новой технологической культуры, диктует необходимость формирования нового мировоззрения, новых знаний и навыков, необходимых в условиях инновационной экономики. Он отметил, что многие вузы в последние годы открыли у себя специализацию "нанотехнологии". "Но, к сожалению, в основном фактически произошло переименование существующих специальностей и специализаций, а не формирование междисциплинарного подхода в образовании", - подчеркнул Ковальчук.
Один из удачных примеров междисциплинарного подхода - совместная кафедра физики наносистем на физическом факультете МГУ им.М.В.Ломоносова и РНЦ "Курчатовский институт". О ее работе рассказал заместитель директора РНЦ "КИ" Павел Кашкаров. "Программа включает четыре блока, которые содержат в сумме более 20 специальных курсов, - отметил он. - Поскольку количество курсов формально превышает учебный план, у студентов есть возможность выбора индивидуальной траектории. Также крайне важна развитая экспериментальная база, без которой невозможна подготовка современного специалиста. Студенты междисциплинарной кафедры физики наносистем имеют возможность работать на уникальном оборудовании и в МГУ, и в Институте кристаллографии им. А.В.Шубникова РАН, и в РНЦ "Курчатовский институт". Он подчеркнул, что реализовать междисциплинарный подход в образовании можно на базе ведущих университетов и крупнейших национальных исследовательских центров.
Участники круглого стола констатировали, что хотя в стране осуществляется подготовка специалистов в области нанотехнологий, содержание этой подготовки, по существу, остаётся, в значительной степени, отраслевым. Основные итоги дискуссии таковы: необходимо создавать непрерывную систему междисциплинарного образования, включающую среднюю школу, высшее образование, аспирантуру и докторантуру, а также переподготовку имеющихся научных и инженерных кадров. Во-вторых, формирование системы непрерывного междисциплинарного образования целесообразно начать с реализации пилотных проектов организации междисциплинарной подготовки на базе ведущих исследовательских университетов страны и национальных исследовательских центров.