Опасное расстояние: попадет ли комета C/2013 A1 в Марс?

Ученые заявляют, что недавно открытая комета C/2013 A1 может столкнуться с Марсом. Астрономы до сих пор точно не определили ее траекторию, но уже очевидно, что ее путь будет пролегает довольно близко к Красной планете в октябре 2014 года. "Она будет хорошо видна с Земли, и, конечно же, это будет захватывающий вид с Марса", - написал австралийский астрономом-любителем Ян Маскрейв.

C/2013 A1 была открыта в начале 2013 года охотником за кометами Робертом Макнотом в обсерватории Сайдинг-Спринг в Новом Южном Уэльсе. Вскоре выяснилось, что траектория ее орбиты пересечет орбиту Марса 19 октября 2014 года. Однако теперь, после 74 дней наблюдения, специалист по кометам Леонид Еленин отметил, что текущие расчеты дают результат максимального сближения кометы с Марсом на дистанции 109 200 км, или 0,00073 а.е. Это близкий пролет сулит интересные наблюдения - любой из орбитальных аппаратов вокруг Марса мог бы сделать изображения C/2013 A1 с высоким разрешением.

Но, как утверждает Ян О'Нил из Space Discovery, так как комета наблюдалась лишь в течение 74 дней, прогнозировать ее точное расположение за 20 месяцев очень трудно.

"Комета C/2013 A1 может пролететь мимо Красной планеты на безопасном расстоянии 0,008 а.е. (650 000 км),- говорит он, - но есть и другая крайность, Марс может оказаться непосредственно на ее пути. И скорость сближения Марса и кометы будет чудовищной – 56 километров в секунду". Леонид Еленин также отмечает: "При нынешней оценке абсолютной величины ядра М2 = 10,3, энергия удара при их столкновении может достигать ошеломляющего эквивалента 2 × 10¹º мегатонн. После этого останется кратер 500 км в диаметре и 2 км в глубину".

В свое время астрономы уже наблюдали столкновение массивной кометы Шумейкера-Леви, 15 км в диаметре, которая врезалась в Юпитер в 1994 году. Это зафиксировал космический телескоп Хаббла.

Конечно, теперь весь мир будет следить за кометой C/2013 A1, и данные будут с каждым днем уточнятся, а параметры ее орбиты в динамике будут постоянно доступны на веб-сайте Лаборатории реактивного движения.