Выбирай : Покупай : Используй
в фокусе
0

Обучение во сне реально: ученые узнали правила

С утра человек способен вспомнить ассоциации, созданные в его мозгу во время сна – об этом заявили в Nature Neuroscience ученые из Нового исследовательского института Вейцмана, где была проведена серия...

С утра человек способен вспомнить ассоциации, созданные в его мозгу во время сна – об этом заявили в Nature Neuroscience ученые из Нового исследовательского института Вейцмана, где была проведена серия экспериментов на добровольцах. Суть их работы заключалась в том, что подопытные добровольцы во сне подвергались сначала поочередному воздействию запахов и звуков, а затем - только звуков. Ученые установили, что после пробуждения испытуемые, услышав звук из своего сна, легко и без осечек вспоминали запах, соответствующий ему. Другими словами, ученым удалось доказать, что люди могут узнавать и усваивать новую информацию, пока они спят.

Эксперименты по обучению во сне проводятся давно. Студенты перед экзаменами еще с 60-х годов прошлого века пытались засыпать под магнитофон с лекциями – результаты были удручающими. Самые строгие испытания обучения во сне "на слух" не смогли доказать, что новые знания действительно остаются в памяти после пробуждения. Оказалось, этого очень непросто добиться. Тогда и возникли соображения, что необходимо задействовать не только слуховую, но и другие виды памяти. Но в то время, как все больше исследований свидетельствуют о важности использования сна для обучения, никто из ученых до сегодняшнего дня так и не сумел доказать факт реального усвоения новой информации мозгом спящего взрослого человека.

Известный израильский ученый профессор Ноам Собел и его аспирантка Анат Арзи из отдела нейробиологии института Вейцмана в сотрудничестве с исследователями из Реабилитационного центра Левинштейн и Академического колледжа "Тель-Авив - Яффо" решили поэкспериментировать с комплексным воздействием звуков и запахов на человека.

Добровольцы засыпали в особой камере, и состояние их сна постоянно контролировалось датчиками. За результатами следили очень строго. Скажем, если испытуемый хоть на мгновение просыпался, его результаты безжалостно отбраковывались. Камеру наполняли поочередно приятными и неприятными запахами, им соответствовали определенные звуковые сигналы. Во сне люди начинали глубже дышать, если запах им нравился, или дышать коротко, если аромат был неприятным. Также они реагировали, если во сне слышали только одни звуки, ранее сопровождавшие соответствующие ароматы. И что самое поразительное, после пробуждения испытуемые реагировали на эти же звуки рефлекторно так же, как во сне – на звуки "приятных" запахов начинали глубже дышать, а на звуки "неприятных" - наоборот. И это притом, что самих звуков они не запомнили.

Затем возник вопрос: во время какой фазы сна информация усваивается лучше всего. Исследователям удалось выяснить, что реакция на раздражитель сильнее выражена во время быстрого сна, но передача ассоциации от сна к бодрствованию лучше, когда "урок" проходил во время другой фазы.

Хотя лаборатория профессора Собел изучает только обоняние человека, Анат Арзи намерена продолжить исследование мозга с другими раздражителями в измененных состояниях сознания, таких как сон, кома.

Понятно, что в результате этих исследований мы еще не скоро сможем изучать во сне японский язык или квантовую физику, но первый значительный шаг уже сделан.

Комментарии