Младенцы разбираются в грамматике лучше взрослых
Новые исследования в области изучения механизмов слухового восприятия у детей показали, что трехмесячные младенцы способны автоматически обнаруживать и изучать сложные языковые зависимости между слогами....
Новые исследования в области изучения механизмов слухового восприятия у детей показали, что трехмесячные младенцы способны автоматически обнаруживать и изучать сложные языковые зависимости между слогами. Между тем, взрослые находили те же зависимости только тогда, когда их специально просили сделать это. Исследователи из института Макса Планка подчеркивают, что у детей крайне мало возможностей для раннего развития языка.
Скорость и кажущаяся легкость, с которой дети изучают основы языка, всегда поражала родителей и исследователей. Однако также обычно предполагалось, что у взрослых есть явное преимущество в обучении. Тем не менее, оказалось, что когда дело доходит до вычленения сложных языковых правил из разговорной речи, трехмесячные дети превосходят взрослых.
В эксперименте ученые в течение 20 минут проигрывали детям поток слогов, измеряя их электроэнцефалограммы. Пары слов воспроизводились одновременно, но отделялись друг от друга третьим слогом - характерная для многих языков последовательность грамматической конструкции. Например, в английской фразе The boy always smiles суффикс s в слове smiles зависит от существительного boy и в то же время отделен от него дополнительным словом.
Время от времени подобные комбинации нарушались - ученые добавляли фрагмент, где один из слогов был не к месту. Энцефалограммы показали, что дети заметили это нарушение правил. Кроме того, ученые иногда повышали тон слогов и нашли неожиданную закономерность: грамматические зависимости в слогах обнаруживали те дети, чей мозг сильнее реагировал на высоту тона.
В том же эксперименте взрослые не реагировали на нарушение предложенных им закономерностей. Их мозг реагировал, только если они специально пытались уловить зависимости. Ютта Мюллер, главный исследователь, считает, что со временем способность автоматически распознавать текст теряется. Особенно же любопытно, что небольшая группа взрослых, все-таки способных распознать грамматические правила, также продемонстрировала сильную реакцию мозга в ответ на изменение тона.
Эти данные не только помогают понять, как детям удается так быстро выучить язык, но и указывают на тесную связь слуховых навыков со способностями к обучению.