Ледяное озеро 2800 лет скрывало жизнь

Озеро, законсервированное почти три тысячи лет назад, кишит жизнью. Здесь всегда темно и холодно - 13 градусов ниже нуля, а вода в семь раз более соленая, чем в море. Но в озере Вида в Восточной Антарктиде, которое было похоронено под 20 метровым льдом на долгие 2800 лет, сохранилась жизнь.

Открытие странных бактерий в полностью герметичной среде скованного льдами озера усиливает вероятность того, что внеземная жизнь может существовать на таких планетах, как Марс или спутники Юпитера, например, Европа.

"Озеро Вида представляет собой модель того, что происходит, когда вы пытаетесь выморозить озеро до тверди. И та же участь, возможно, постигла озера на Марсе, если таковые будут обнаружены. Ведь эта планета сейчас гораздо холоднее, чем в прошлом", - говорит Питер Доран из Чикагского Университета в Иллинойсе, один из руководителей команды исследователей, работающей в Сухих долинах Антарктиды, где находится озеро Вида.

Это озеро было обнаружено в пятидесятых годах прошлого века новозеландской экспедицией из университета Веллингтона и названо в честь собаки знаменитого британского полярника Шеклтона.

"Любой водоем на Марсе теоретически мог выглядеть как озеро Вида до этапа глубокого замораживания, похоронившего свидетельства существования экосистемы", - уверен ученый.

Бактерии, поднятые на поверхность из скважины глубиной в 27 метров, принадлежат к ранее неизвестным видам. Они сумели выжить в бескислородной воде, представляющей собой крепкий солевой раствор, в котором содержатся молекулы нитратов, нитритов и окиси азота. И выяснилось, что в этой негостеприимной среде не просто много, а мириады живых клеток, принадлежащих к десяткам различных семейств и классов микробов.

"Мы можем использовать эти организмы, чтобы лучше понять физический и химический предел, который они могут выдержать. Следовательно, мы поймем, есть ли у них шансы выжить в других ледяных мирах, таких как юпетирианский спутник Европа", - сказала соруководитель исследований Элисон Мюррей.

Наличие живых организмов в озере Вида не обязательно увеличивает вероятность того, что жизнь существует в гораздо более старших озерах, а их в Антарктиде 387. Поэтому ожидаются исследования более глубоких подледных водоемов и, в первую очередь, озер Восток и Эллсворт, которые находятся на глубине более трех километров. Они были в изоляции не тысячи, а сотни тысяч и даже миллионы лет.

"Пока неизвестно, есть ли жизнь в Востоке или Эллсворте, но в суперсоленых условиях Виды ее очень много – и это обнадеживает", - говорит Мартин Зигерт из Университета Бристоля - руководитель экспедиции на озеро Эллсворт, которая стартовала 25 ноября этого года.