Выбирай : Покупай : Используй
в фокусе
0

Электромобили идут в массовую продажу

В этом месяце в продаже появятся два новых электрических автомобиля: GM-вольт (в Европе "Опель Ампера") и Nissan Leaf. Фактически это первые массовые электромобили, которые должны потеснить бензиновых...

В этом месяце в продаже появятся два новых электрических автомобиля: GM-вольт (в Европе "Опель Ампера") и Nissan Leaf. Фактически это первые массовые электромобили, которые должны потеснить бензиновых конкурентов.

Nissan Leaf проезжает 120 км на одном заряде батареи, а GM Вольт - 56 км, но при этом он оснащен бензогенератором для дальних поездок. Во многом от того, как зарекомендуют себя эти автомобили, зависит развитие электротранспорта. Прежде всего внимание направлено на батареи. Некоторые критики, например, говорят, что пакет батарей Nissan использует относительно простую систему охлаждения, что может привести к перегреву батареи и, как следствие, к снижению срока ее службы и повышенной пожароопасности.

Оба автомобиля используют новые литий-ионные аккумуляторы, в отличие от слишком громоздких и тяжелых никель-металл-гидридных аккумуляторов, которые, тем не менее, доказали свою надежность в газоэлектрических гибридах, таких как Toyota Prius.

GM и Nissan рискнули использовать литиевые батареи, которые еще не доказали свою надежность в сложных условиях эксплуатации автомобиля. Автомобильные батареи около десяти лет должны выдерживать перепады температур, удары и непрерывные вибрации, быть защищенными от перегрева и возгорания. Серьезным недостатком литий-ионных батарей является и то, что они быстро теряют способность удерживать заряд. После нескольких лет использования они хранят уже в два раза меньше энергии. Автопроизводители же хотят получить автомобильные аккумуляторы со сроком службы от 8 до 15 лет.

Для решения этих проблем GM и Nissan серьезно переработали дизайн батарей. Вместо литий оксид кобальта, который используется в батареях для ноутбуков, автопроизводители применили литий оксид марганца. Он более стабилен и повышает срок службы батареи. Кроме того, было решено отказаться от цилиндрической формы аккумулятора в пользу батарей плоской прямоугольной формы - это экономит пространство и позволяет организовать лучший теплоотвод, т.е. снизить риск перегрева и возгорания.

Однако, автомобили GM и Nissan серьезно отличаются, когда дело касается контроля температуры батарей. Компания Nissan выбрала простую конструкцию (вентилятор) и считает, что плоская форма аккумулятора делает ненужным дополнительное охлаждение. Конструкция автомобиля GM более сложная: каждую энергоячейку охлаждает специальная жидкость, которая отводит тепло на специальный радиатор за пределами блока аккумуляторов.

Жидкостное охлаждение отводит тепло быстрее, чем воздушное, оно компактнее и даже способно справиться с небольшим возгоранием, но потенциально менее надежно.

Автомобиль GM-вольт также оснащен 1800-Вт нагревателем, который защищает батарею от сильного мороза. Nissan предлагает обогреватель батареи в качестве опции, которая может устанавливаться только на заводе. Проблема долговечности аккумулятора решена оригинально. У GM Вольт определенное количество емкости батареи находится «в резерве», когда машина новая. По мере старения автомобиля эти резервы освобождаются и, по мнению инженеров GM, емкость батареи через 10 лет эксплуатации снизится всего на 10 - 30%.

Комментарии