Древний человек "наградил" львов и тигров язвой желудка
Согласно заключению ученых, представитель семейства кошачьих, «пообедав» одним из наших далеких предков тысячи лет назад, «проглотил» и бактерию — возбудителя язвенной болезни, впоследствии распространившуюся среди львов, гепардов и тигров и существующую по сей день.
Бактерия Helicobacter pylori — возбудитель язвенной болезни у человека, приводящей к хроническим болям в желудке. Остальные животные, включая приматов, заражаются другими видами Helicobacter, отдаленно родственными H. pylori. Единственным исключением является H. acinonychis, возбудитель заболевания у крупных кошачьих — львов, тигров и гепардов.
Микроорганизмы, приводящие к язвенной болезни у людей и крупных диких кошек, настолько сходны, что ученые предлагали отнести их к одному виду. Согласно описанной теории, вид разделился после того, как человек съел зараженное животное, либо животное съело зараженного человека.
Чтобы узнать действительный ход событий, ученые сравнили геномы двух видов бактерий. В результате обнаружилось, что у «кошачьего» вида бактерии H. acinonychis много неактивных фрагментированных или разобщенных генов, имеющих функционирующие аналоги у H. рylori. Это указывает на то, что смена «хозяина» происходила в направлении от человека к кошачьим, а не наоборот.
«Полное восстановление таких фрагментированных генов очень маловероятно, а именно это потребовалось бы для перехода бактерии от кошачьих к человеку», — говорит сотрудник исследовательской группы Марк Ахтман (Мark Achtman) из института Макса Планка в Германии.
Исследователи полагают, что смена «хозяина» произошла всего один раз, поскольку многие фрагментированные участки генома бактерий имеют сходное строение у разных штаммов H. acinonychis.
Анализ геномов двух видов бактерий показал, что это произошло около 200 тыс. лет назад. Какое животное стало новым хозяином — лев, гепард или тигр, — остается неизвестным.
Как объясняет другой участник исследовательского проекта, Стефан Шустер (Stephan Schuster) из университета Пенсильвании, на другие виды кошачьих заболевание могло распространиться в ходе смертельных драк, неоднократно наблюдаемых у африканских диких кошек.