Club.CNews: О технологии научной деятельности в ИТ-среде
Значение научной продукции объёмнее общепонятной прикладной полезности. Модели систем знаний, описывающие апробированные результаты исследований, служат образцами моделей познаваемых объектов. На их основе создаются учебники и энциклопедии, строятся процессы просвещения и образования. Лучшие образцы научных рассуждений и описаний научных результатов служат примерами, на которых учатся. Результативных исследователей небезосновательно считают мастерами, а науку – мастерской познания.
Выбор научных проектов, достойных финансирования, и оценка полученных результатов – проблемы неубывающей актуальности для тех, кто обязан стимулировать научную продуктивность, подверженную влиянию множества факторов (включая технологии публикаций и рейтинги научных изданий). Информатизация, являющаяся одним из испытанных средств повышения продуктивности, не может быть эффективной без изменения существующих технологий описания научных результатов, публикации, обсуждения, оценки значимости, сохранения и распространения опубликованных научных материалов.
Продуктивность научной деятельности при преобладающем бумажном документообороте, безусловно, ниже, чем могла бы быть при использовании гипермедийного документооборота и современных сервисов интенсивно развивающейся ИТ-среды. Уходит бумажная почта, теряют тиражи многие бумажные газеты и журналы. На территориях, где есть интернет-доступ, всё труднее найти научных сотрудников, которые не пользуются сервисами глобальной сети. Имеющим постоянную широкополосную связь с Интернетом всё меньше оснований пользоваться бумажными ресурсами. Гипермедийные монографии, энциклопедии и журналы, словари и другие издания, доступные в глобальной сети, стали информационными ресурсами массового применения именно потому, что представлены в гипермедийной форме и выложены на сайтах с удобными для пользователей сервисами. Число и качество гипермедийных ресурсов прирастает довольно интенсивно. Бумага (как носитель для массовых изданий) неспешно отправляется в историю. Слишком неспешно.
Конечно, никакие изменения технологии не добавят изобретательности исследователям, но могут существенно улучшить условия: сетевой доступ к хранилищам формализованных моделей научных знаний, незамедлительная публикация и обсуждение на сайтах научных сообществ и др. Решение задачи повышения научной продуктивности с использованием средств ИТ-среды предполагает иные (по сравнению с нынешними) подходы не только к представлению научных материалов, но и к их созданию и апробации.
Изучаемые объекты и научная продукция
Изучаемые объекты относятся либо к природным, либо к изобретаемым. Природные объекты изучают физика, астрономия, биология и др. науки, а изобретаемые – информатика, электротехника, радиотехника и др.
Независимо от содержания научного результата и области, к которой он относится, его судьба существенно зависит от того, как составлено описание, насколько быстро и в каких изданиях оно опубликовано, как устроены процессы обсуждения, оценки значимости, распространения и др.
Целесообразность унификации описаний, сохраняемых в ИТ-среде, неоспоримо доказана успешным развитием автоматизированного проектирования в различных предметных областях (включая проектирование программных и аппаратных средств компьютеров). В эти дни для описаний научных результатов обычно регламентируются только структуры и форматы документов, хотя в ИТ-среде с описаниями научных результатов можно работать так же, как в САПРах работают с проектной документацией. При этом описания должны удовлетворять требованиям реализуемости в ИТ-среде.
Научный результат
Научный результат – модель системы знаний, описывающая совокупность объектов, включающую изучаемый объект, и связи между ними. Описание модели представлено в форме сообщения, рассчитанного на распознавание и интерпретацию научным сообществом.
Значение результата зависит от предсказательной силы, воспроизводимости и применимости модели, а также от свойств сообщения, содержащего её описание.
Инженерные модели
Изобретённая инженером модель – утверждение, описывающее принцип действия множества устройств или систем, которые могут представлять собой символьные или воплотимые «в металле» конструкции [важно: не одного устройства или системы, а множества (типа)]. При этом для истолкования и воплощения модели не требуется участие автора.
Если модель удовлетворяет требованиям, предъявляемым к научному результату, и обоснована целесообразность реализации устройств или систем, принцип действия которых описан моделью, то она, несомненно, является научным результатом. Научность модели не зависит от области знаний, к которой она относится (связь, электротехника, математика, физика, биология или что-то ещё).
Теории сопротивления материалов, электротехники, связи и многие др. – научный фундамент, имеющий непреходящее значение. Построенные на нём методы расчётов разного назначения апробированы поколениями инженеров (при проектировании мостов и зданий, электрических машин и линий электропередач, самолётов и морских судов, радио и тв-систем, космических кораблей и систем спутниковой связи – этот список даже не инженер может легко продолжить, внимательно посмотрев на мир вещей, без которых теперь и не обойтись. Все искусственные сооружения, которыми пользуется современный человек, изобретены и спроектированы инженерами.
Изучение изобретаемых объектов так же важно, как исследование природных: ведь исследования природных объектов ведутся с использованием изобретённых (методов s-моделирования, математического моделирования и др.).
Виды научной продукции
Основными видами научной продукции являются:
- опубликованные модели знаний (представленные в статьях, монографиях, отчётах о выполненных НИР);
- физически реализованные модели изобретённых объектов;
- рецензии на модели знаний, изобретённые другими;
- результаты образовательной и экспертной деятельности;
- просветительская продукция (энциклопедические статьи; сайты, посвящённые популярному изложению научных результатов и др.).
Научные материалы:
- статьи, монографии, отчёты о выполненных НИР и др. документы, содержащие описания результатов научных исследований, дискуссий, совещаний и др. составляющих научной деятельности;
- физические модели, макеты научно-технических сооружений и др.
Гипермедийные научные издания
Гипермедийное научное издание — тип электронного издания, в котором публикуемые материалы представлены в форме гипермедийных документов.
В эти дни нет оснований для сохранения бумажных научных изданий, научных конференций с изданием бумажных трудов, нынешних принципов формирования редколлегий, рецензирования и обсуждения научных материалов.
Ложное связывание возможности продавать научные материалы с бумажной формой их представления – плод неосведомлённости: файлы научных статей, книг и др. продаются так же, как файлы программ, музыкальных произведений и др.
Распечатка и переплёт по заказу – повсеместно существующий коммерческий сервис. Кто экранам компьютеров предпочитает бумажные листы и согласен на неизбежные потери в информативности и своевременности, всегда имеет возможность реализовать свои предпочтения.
Каждый день недопустимо затянувшейся обороны владельцев и сторонников бумажных научных изданий дорого обходится науке:
- гипермедийные научные материалы несопоставимо информативнее бумажных;
- бумажные публикации недопустимо запаздывают (в лучшем случае на месяц, а как правило – на несколько);
- невозможна неограниченная по времени открытая научная дискуссия (как в правильно устроенных гипермедийных научных изданиях);
- доступность бумажных материалов несопоставима с доступностью гипермедийных;
- опубликованные в бумажных изданиях неквалифицированные материалы, содержащие грубые ошибки, нет возможности прокомментировать (в правильно устроенных гипермедийных научных изданиях это можно сделать в любое время).
Недёшево обходится и налогоплательщикам содержание государственных бумажных научных изданий:
- помещения, кадровый корпус, оборудование, материалы (включая бумагу, конечно);
- библиотеки вынуждены тратиться на сканирование бумажных научных материалов вместо того, чтобы сразу получать их в гипермедийной форме; к тому же отсканированные и представленные в электронной форме материалы не становятся гипермедийными (т. е. их информативность не увеличивается по сравнению с бумажными оригиналами);
- хранилища бумажных экземпляров имеют несопоставимо большие объёмы и их необходимо периодически расширять.
То, что нынешние электронные научные издания продолжают публиковать материалы ещё и в бумажной форме, определяется, прежде всего, позицией Министерства образования и науки Российской Федерации. Научные материалы в бумажной форме продолжает требовать ВНТИЦ [только в электронной форме эти материалы не принимаются (июль 2011)]. Большая российская энциклопедия (30-томник), выпускающаяся под научным руководством РАН, до сих пор не имеет гипермедийного аналога. Взгляните на список зарегистрированных электронных научных изданий и посчитайте, сколько из них отнесены к признаваемым ВАК. В этом списке нет научных изданий крупнейших исследовательских учреждений и университетов России (посмотрите, например, как представлен МГУ; примерно на том же уровне "непродвинутости" - и институты РАН). Учреждение Российской академии наук Всероссийский институт научной и технической информации РАН (ВИНИТИ РАН) до сих пор (июль 2011) принимает на депонирование научные материалы только в бумажной форме (вот цитата из инструкции ВИНИТИ о депонировании: "2.1. Научные работы представляются на депонирование в двух экземплярах на русском языке в печатном варианте."
В итоге читатели бумажных научных книг и журналов лишены навигационных возможностей (перехода по гиперссылкам и перекрёстным ссылкам), возможностей увидеть цветные иллюстрации, видеосообщения автора и тематические презентации. Читатели лишаются тех возможностей, которые делают материал не только выразительнее, но и объёмнее по смыслу.
Статьи, монографии, научные отчёты, труды конференций и др. материалы, выложенные на сайтах научных изданий, должны быть гипермедийными документами.
Необходимо разработать правила регистрации и функционирования гипермедийных научных изданий.
Сервисы гипермедийного издания
Гипермедийное научное издание должно иметь набор сервисов, необходимых для:
- регистрации пожелавших участвовать в работе издания (к ним относятся авторы, рецензенты и те, кто предполагает публиковать комментарии, оценки, предложения по улучшению работы издания);
- управления базами данных, содержащими обращения участников, публикуемые материалы, рецензии и др.;
- гипермедийного представления материалов (включая презентации и видеосообщения).
Право регистрации
Право регистрации гипермедийных научных изданий должны иметь аккредитованные научные и образовательные учреждения (научно-исследовательские институты и вузы).
Публикация
Исследователь должен иметь возможность незамедлительной публикации своей продукции в гипермедийных научных изданиях [статей и монографий; рецензий (обязательно подписанных) и комментариев; заметок и оценок; образовательных материалов].
Для публикации достаточно, чтобы представленный материал соответствовал тематике издания и был оформлен в соответствии с требованиями этого издания. Выложенный на сайте издания материал публично рецензируется и обсуждается научным сообществом.
Не только российские электронные журналы продолжают пользоваться устаревшими технологиями представления, рецензирования (анонимного и только назначаемого распорядителем от редколлегии) и принятия решений об опубликовании.
Неанонимное рецензирование необходимо для того, чтобы открыто и свободно указать на недостатки опубликованного материала. Авторы материалов, прошедших открытое рецензирование и форумное обсуждение на сайте научного издания, получают возможность не только улучшить свои материалы. Они (вместе с рецензентами и принимающими участие в обсуждении) повышают свою квалификацию.
Хранение и распространение
Зарегистрированные гипермедийные научные издания размещают в хранилищах те материалы, которые считают апробированными. Государственные хранилища опубликованных научных статей, монографий, отчётов о НИР, рефератов успешных соискателей учёных степеней и др. должны принимать материалы в гипермедийной форме. Бумажные распечатки и пр. негипермедийные формы представления принятых материалов – только по заказу.
Сервисы каждого хранилища должны обеспечивать передачу материалов в интерактивном режиме: заполняется библиографическая карточка отправляемого на хранение материала → программа-робот хранилища проверяет её и, если всё в порядке, сообщает о готовности принять материал → после успешного завершения приёма материала робот завершает заполнение полей библиографической карточки, заверяет её цифровой подписью (эцп) администратора хранилища и отсылает подателю материала.
Целесообразно предусмотреть два типа сервисов хранения и распространения научных материалов: платный и бесплатный.
Сайты исследователя и преподавателя
Как правило, исследователь занимается и преподаванием. Среди блог-сервисов, предлагаемых в ИТ-среде, легко найти подходящий для размещения научных и учебно-методических материалов
Сайты исследователя – это и мастерская изобретателя моделей знаний, и средство их представления и продвижения. Для популяризации научных результатов и просветительства целесообразно использовать предложения наиболее популярных блог-сервисных компаний.
Авторство и оценка значимости
Следует чётко разделить научно-технические объекты авторства и не относящиеся к ним (произведения художественной литературы, музыкальные произведения и др.). Не всякое научно-техническое авторство должно служить основанием для повышения статуса [квалификационного, имущественного или информационного]. На научно-техническом авторстве можно заработать, если профессиональным сообществом признано, что объект авторства усовершенствовал систему научно-технических знаний или/и стал основанием для создания технологии, устройства или ещё чего-то, что производится и продаётся.
Если доказано воровство идеи или другой существенной части объекта научно-технического авторства, то автор должен получить часть штрафа, который обязан уплатить похититель (какую-то часть штрафа могут получить отыскавшие плагиатора и правовыми способами убедившие его уплатить штраф). То, что на авторстве зарабатывают деньги авторы, - это нормально. Ненормально, когда уровень доходов неавторов, кормящихся на регистрации и защите авторских прав, сопоставим с авторским или превосходит его.
Ненормально отсутствие адекватных определений объекта авторства, авторского права, права на получение авторского вознаграждения и др. сущностей, связанных с авторством. Необходима адекватная концепция регистрации объектов научного авторства и защиты авторских прав, которая может стать основанием для соответствующих государственных законов.
В ней должны содержаться ответы на следующие вопросы:
- авторы вещей какого типа достойны статусного повышения?
- кто и каким способом должен определять типы вещей, которые целесообразно рассматривать как объекты авторства?
- какие объекты авторства следует рассматривать как национальное достояние, а их описание - как важную часть государственных информационных ресурсов?
- руководствуясь какими системами правил профессиональные сообщества авторов могут осуществлять экспертизу объектов авторства, претендующих на регистрацию и размещение в государственных хранилищах (библиотеках, архивах, музеях и др.)?
Положительное влияние на продуктивность научной деятельности могла бы оказывать система регистрации авторства и оценки значимости научных результатов, поддерживаемая государством. Ключевые роли в этой системе должны принадлежать научным сообществам. Может ли член сообщества, имеющий учёную степень по специальности, отнесённой к специальностям сообщества, не быть автором ни одного из признанных этим сообществом научных результатов? Ответы на этот и связанные с ним квалификационные вопросы, предложенные объединением научных сообществ, целесообразно оформить в виде положения о научном сообществе.
Научным объектом признаваемого государством авторства (далее – н-объектом) служит научный материал, зарегистрированный и размещённый в государственном хранилище.
Субъектом научного авторства (далее – автором) может быть физическое лицо или несколько физических лиц. В электронном каталоге государственного хранилища н-объектов каждый из хранящихся н