Выбирай : Покупай : Используй
в фокусе
0

Большой адронный коллайдер начал новый сезон с рекорда

На прошлой неделе Большой адронный коллайдер LHC снова заработал в ЦЕРНе после длинного зимнего перерыва, посвященного обновлению установки. БАК продолжил охоту за "новой физикой", причем начав ее с...

На прошлой неделе Большой адронный коллайдер LHC снова заработал в ЦЕРНе после длинного зимнего перерыва, посвященного обновлению установки. БАК продолжил охоту за "новой физикой", причем начав ее с мирового рекорда – общая энергия протонных пучков, сталкивающихся в четырех местах 27-километровой кольцевой трубы перед детекторами, составила восемь триллионов электронвольт. К такому значению до сих пор ни на каком другом ускорителе даже не приближались. Физики, любящие сравнения, утверждают, что энергия протона в 4 тераэлектронвольта – это энергия летящего комара. Энергия пучка таких протонов сравнима с энергией тяжелого авиалайнера.

После аварии с гелиевым затоплением трубы, которой было ознаменовано начало работы LHC, физики с большой осторожностью повышают мощность суперколлайдера, который вообще-то рассчитан на 14 тераэлектронвольт. Проверив установку в течение всего прошлого года на общих энергиях пучков в 7 тераэлектронвольт и убедившись, что все работает штатно и бесперебойно, они подняли планку еще на один триллион. Теперь редкие и еще невиданные "события", иначе говоря, результаты столкновений частиц, станут случаться чаще, шансы узнать то, чего нельзя было узнать раньше, возросли.

Очевидно, что главным объектом охоты в этом году станет "неуловимый" бозон Хиггса. Ученые надеются в ближайшее время либо подтвердить его существование, либо доказать, что его нет. Вероятнее, его все-таки найдут. В конце прошлого года физики LHC заявили о намеках на него, свидетельствах о том, что есть частица с массой 125 гигаэлектронвольт, причем похожие намеки на частицу с той же массой были обнаружены и на закрытом сейчас Теватроне. Так что если бозон Хиггса найдут, то он, скорее всего, окажется в 130 раз тяжелее протона.

Но главные надежды физиков связаны не столько с бозоном Хиггса, сколько именно с "новой физикой" – неожиданными частицами, неожиданными эффектами, которые невозможно было увидеть при меньших энергиях. И 2012-й год они уже сейчас называют "винтажным", урожайным годом для физики частиц.

Комментарии