Нужен ли военным корабль-подлодка?
На выставке LIMA-2011 компания DCNS представила смелый проект уникального надводного корабля, который способен погружаться под воду и действовать, как субмарина.
Судов, подобных SMX-25, еще...
На выставке LIMA-2011 компания DCNS представила смелый проект уникального надводного корабля, который способен погружаться под воду и действовать, как субмарина.
Судов, подобных SMX-25, еще никогда не строили – это совершенно новый тип корабля, обладающий рядом уникальных возможностей.
Основные боевые качества современных надводных кораблей – это большой запас хода, мощная ПВО, высокая скорость, возможность приема на борт беспилотных и пилотируемых летательных аппаратов. К сожалению, надводные корабли уязвимы перед противокорабельными ракетами и слишком заметны. В отличие от них, подводные лодки обладают скрытностью и лучше защищены от ракет. Правда, за это приходится платить невысокой скоростью движения, «слепотой» и невозможностью использования палубной авиации.
В отличие от подлодок, SMX-25 способен эффективно бороться с воздушными целями, используя совершенно новые тактические приемы
SMX-25 впервые объединяет все достоинства подлодок и надводных судов: он может быстро прибывать на театр военных действий в надводном положении, а затем скрытно подбираться к противнику под водой.
Новый тип судна оснащен тремя газотурбинными двигателями, которые питают водомётные гидрореактивные движители, одинаково хорошо работающие как в надводном, так и в подводном режимах. При движении в надводном положении SMX-25 может поддерживать постоянную скорость в 38 узлов (70 км/ч). Для сравнения: эсминец типа Орли Берк развивает скорость около 31 узла (57 км/ч). После быстрого перехода в заданный район, SMX-25 может погружаться под воду и действовать как обычная подводная лодка, в том числе доставлять в нужное место боевых пловцов и подразделения коммандос. Подводная скорость SMX-25 составляет 10 узлов (18 км/ч). Для сравнения: атомная подлодка SSN-774 Virginia развивает максимальную подводную скорость до 32 узлов (60 км/ч). Сравнимая по размерам с SMX-25 дизель-электрическая подлодка проекта 877EKM – до 20 узлов (37 км/ч).
Полупогруженный корпус обеспечивает малозаметность SMX-25 для радаров противника
Инновационный малозаметный полупогруженный корпус SMX-25 имеет небольшое сопротивление движению и в надводном положении позволяет использовать все привычные средства военных судов: радары, оптические датчики, спутниковые и другие системы связи, ракеты воздух-воздух, корабль-корабль, корабль-поверхность, а также беспилотные летательные аппараты. Все оружие и другое оборудование размещено в герметичных шахтах и обтекателях.
SMX-25 имеет водоизмещение 2850 т в надводном положении и 4560 т в подводном. Длина судна равна 109 м, а продолжительность патрулирования достигает 30 суток. Па размерам SMX-25 немного уступает эсминцу типа Орли Берк, но уникальные возможности надводно-подводного корабля должны существенно повысить его выживаемость и боевую эффективность.
В зависимости от ситуации SMX-25 способен быстро или незаметно покинуть опасную зону
Пока неизвестно, заинтересовалась ли какая-либо страна проектом SMX-25. Его инновационность, высокие риски и стоимость, а также необходимость разработки новой тактики применения, наверняка пугают военных. К тому же, крупные державы, которые могут себе позволить такие эксперименты, уже имеют флот из обычных субмарин и надводных кораблей. Тем не менее, ввиду постоянных сокращений военных бюджетов в будущем универсальные корабли-подлодки вроде SMX-25 вполне могут стать основой военно-морских сил.
Читайте на CNews
Исследуем экзопланеты: как могут жить чужие?
Найдены антитела против раковых метастаз
Прощай, кремний: электроника перейдет на молибден