Жизнь на Марсе: напряжение нарастает
В редакции Nature сообщили, что обычно не комментируют, какие именно статьи присланы им для публикации. Тем не менее, Карл Цимелис (Carl Ziemelis), редактор Nature по физике, сообщил в виде исключения, что подобная статья к печати не готовится, а сам он узнал о сенсационном открытии из выпусков новостей.
Тем временем становится ясно, что Стойкер и Лемке – не одиноки и, возможно, являются не первыми, кто поставил вопрос о существовании жизни на Марсе сегодня со всей определенностью. Пожалуй, они сказали об этом первыми в НАСА. Сторонников данной точки зрения в научном мире становится все больше. Ученым из разных стран к настоящему моменту удалось не просто показать, что метан в атмосфере Марса имеет очевидно биологическое происхождение, но и построить вероятную карту расположения «оазисов жизни» на планете, а также определить примерный объем метаногенной биомассы.
Так, полгода назад группа ученых из американского католического университета в Вашингтоне под руководством Владимира Краснопольского провела исследование распределения метана в атмосфере Марса и показала, что метан этот имеет биологическое происхождение. По мнению ученых, наблюдаемое количество метана можно объяснить лишь наличием на Марсе биосферы, в которой имеется порядка 20 тонн метаногенных бактерий, биохимически аналогичных земным.
Правда, 20 тонн жизни на всю планету – это очень мало. Тем не менее, г-ну Краснопольскому удалось показать, что прямые поиски жизни на Марсе даже в этом случае вовсе не так уж безнадежны – жизнь на планете, по всей видимости, концентрируется в нескольких небольших оазисах. Локализация их местоположения по различиям в степени концентрации метана над разными участками поверхности планеты крайне осложняется скоростью, с которой метан перемешивается в атмосфере планеты. Тем не менее, и эту задачу удалось решить итальянскому ученому Витторио Формисано (Vittorio Formisano).
Он построил карту концентрации метана и водяных паров в атмосфере Марса по данным, полученным с помощью аппарата Mars Express, и обнаружил «пятна» с аномально высокой концентрацией и метана, и водяных паров одновременно над тремя областями Марса – Arabia Terra, Elysium Planum и Arcadia-Memnonia. Именно в этих районах ранее уже были обнаружены скопления льда под поверхностью планеты. Возможно, гипотетический источник метана скрывается как раз в их толще. Как сообщает Space.com, сегодня, 21 февраля Витторио Формисано выступит с докладом на эту тему в г. Нордвик (Голландия). Кэрол Стойкер планирует выступить с докладом об их совместной работе на ежегодной конференции американского исследовательского института Луны и планет, которая пройдет в г. Лига-Сити, Техас, 14 – 18 марта этого года. Тезисы статьи г-жи Стойкер, озаглавленной «Characterization of a Subsurface Biosphere in a Massive Sulfide Deposits at Rio Tinto, Spain: Implications for Extant Life on Mars», уже размещены в Сети.
Тем не менее, уже ясно, что без противодействия сторонникам революционной точки зрения не обойтись. Во-первых, у любой научной теории есть и оппоненты. Во-вторых, у НАСА могут быть свои резоны отрицать наличие жизни на Красной планете. И в этом случае сквозящее в тексте заявления НАСА недовольство его официального руководства «инициативой» собственных сотрудников достойно отдельного рассмотрения, ибо демонстрирует сложность ситуации, в которое попало НАСА благодаря несанкционированному «сверху» демаршу собственных сотрудников.
По всей видимости, провозглашенный Бушем курс на освоение Марса США взяли всерьез и надолго. Тому есть множество причин. Марс – пожалуй, единственная планета в Солнечной системе (кроме Земли), условия на которой позволяют «колонизировать» ее в сколь-нибудь обозримой перспективе. На Марсе, как уже известно, есть вода, есть атмосфера, пусть и разреженная, относительно «щадящий», по сравнению с другими планетами, температурный режим. К тому же Марс расположен «по соседству» с Землей. Выгоды для аэрокосмической промышленности США и экономики страны в целом очевидны. Однако преждевременное признание наличия жизни на Марсе может спутать Бушу все карты.
Наличие жизни на планете, уже намеченной американцами для освоения, ставит перед человечеством массу сложнейших вопросов, опыта решения которых у него не имеется. Контакт двух форм живых существ теоретически может оказаться фатальным для одной из них или для обоих сразу. Исследования планеты должны вестись таким образом, чтобы исключить всякую возможность нанесения вреда местным формам жизни. Фактически, на неопределенный срок потребуется строжайший карантин. Тут будет уже не до колонизации. И это может спутать США все карты.
Подобная точка зрения позволяет рассмотреть определенную логику в том, почему научная аппаратура американских вездеходов ориентирована в первую очередь на проведение геологических, а не биологических исследований. Стоит вспомнить, что эксперименты по поиску жизни, проведенные с помощью аппаратуры исследовательских станций «Викинг», давали положительные результаты, лишь впоследствии признанные НАСА по тем или иным причинам некорректными. После этого на два десятка лет о Марсе будто «забыли», а после возвращения на Красную планету о «неприятной теме» стараются не вспоминать. К тому же вслед за признанием наличия жизни встанет абсолютно «крамольный» пока что вопрос о возможности наличия на планете следов жизни разумной…
Ближайшее будущее покажет, удастся ли чиновникам из НАСА спустить дело «на тормозах», или же доводы Стойкер, Лемке и их единомышленников возьмут верх. Цена вопроса чрезвычайно высока.