За завтраком черной дыры следили 3 телескопа

Объединив мощность трех инфракрасных телескопов, международная научно-исследовательская группа впервые смогла подробно рассмотреть активную фазу аккреции (падения вещества на небесное тело) на сверхмассивную черную дыру.

Изученная астрофизиками черная дыра является «сердцем» галактики NGC 3783, которая находится на расстоянии десятков миллионов световых лет от Земли. Ученые с помощью интерферометрического детектора AMBER объединили три 8-метровых телескопа VLTI и впервые смогли получить угловое разрешение, достаточное для наблюдения за горячим кольцом пыли, которое окружает черную дыру. Благодаря этому астрономы изучили очень яркое активное галактическое ядро и получили прямое подтверждение того, что вещество в центре галактик поглощается черной дырой.


Рисунок аккреционного диска вблизи черной дыры

Черная дыра в ядре галактики NGC 3783 окружена кольцом горячей пыли, которая представляет собой своеобразную переходную форму от удаленной от центра смеси газа и пыли в более плотную тороидальную газопылевую структуру вблизи черной дыры.

Ядро галактики очень ярко светится, а активное галактическое ядро в инфракрасном диапазоне просто сияет. Однако наблюдение за кольцом горячей пыли в галактике NGC 3783 стало настоящим вызовом для астрофизиков: кольцо находится очень далеко и разрешающей способности отдельных телескопов не хватает. Даже самые крупные оптические инфракрасные телескопы в мире, такие как Keck, недостаточно мощны. Для того чтобы рассмотреть процесс аккреции на сверхмассивные черные дыры в соседних галактиках, требуется телескоп с диаметром главного зеркала не менее 130 м.

Объединение света от трех телескопов является значительным техническим достижением, поскольку микроскопические различия изображений с отдельных телескопов должны проходить постоянную коррекцию с точностью до нескольких микрон - примерно в десять раз меньше толщины человеческого волоса. Новая технология наблюдений даст ученым уникальную возможность узнать больше об активных ядрах галактик и наблюдать за другими объектами с беспрецедентным разрешением в широком диапазоне инфракрасных волн. Это позволит изучить физические свойства различных космических объектов.