За пять тысяч дней на Луну и дальше, к Марсу
Еще в начале прошлого года эксперты ожидали, что Буш объявит о начале исследований планет-гигантов с помощью аппаратов с ядерными двигателями. Затем надеялись, что новая программа будет обнародована на праздновании 100-летнего юбилея полета братьев Райт в декабре прошлого года. Но только сейчас, после посадки зонда Spirit на Марс, прошедшей, если верить сообщениям НАСА, безупречно и безукоризненно, новая программа освоения космоса была обнародована президентом США. Несмотря на неконкретность, она, на самом деле, эпохальна.
Общие положения новой программы таковы. Пилотируемая космонавтика будет жить. К 2010 году должно быть завершено сооружение МКС, а флот имеющихся шаттлов будет окончательно списан. Вместо них планируется разработать новый корабль - так называемый Crew Exploration Vehicle (CEV), предназначенный для выполнения значительно более широкого круга операций как на низких околоземных орбитах, так и в дальнем космосе. Его первый пилотируемый полет должен состояться не позднее 2014 года.
В ближайшие четыре года начнется реализация новой программы исследования Луны с помощью автоматических станций, основной целью которой станет картография ресурсов и изучение условий, с которыми придется столкнуться на Луне персоналу долговременных исследовательских станций. Уже к 2015 году США намерены отправить на Луну представительную пилотируемую экспедицию на новом CEV, а к 2020 году - колонизировать Луну, создав на ней долговременные либо постоянные базы, которые станут отправной точкой для экспедиций к другим планетам и иным объектам Солнечной системы (например, к астероидам).
Программа исследований на МКС будет подвергнута глубокой корректировке. Ее основной и практически единственной задачей станет проведение медико-биологических исследований и разработка методик борьбы с вредным воздействием невесомости на физиологические процессы в организме человека.
Все вместе это позволит, по мнению разработчиков президентской программы, заложить основу для полетов человека на Марс, а в перспективе - и в более удаленные области Солнечной системы.
Заявленное финансирование новой программы выглядит следующим образом. В ближайшие пять лет финансирование НАСА будет увеличено на $1 млрд. (если на это согласится Конгресс). Еще $11 млрд. удастся наскрести самому НАСА - за счет перераспределения средств внутри агентства и экономии на программах, которые непосредственного отношения к освоению "глубокого космоса" не имеют. При этом в ближайшие три года ежегодный бюджет НАСА возрастет примерно на пять процентов, а в последующие два - всего на один процент или даже менее.
Новая программа оживленно комментируется экспертами во всем мире. С одной стороны, поход США на Марс и даже на Луну воспринимается общественностью куда более позитивно, чем, скажем, в Ирак или другие страны. Попытки использовать технологическую мощь США в мирных целях можно только приветствовать, а научная ценность таких полетов, если они состоятся в действительности, сомнению не подлежит. С другой стороны, во многих отзывах сквозит непонимание и разочарование. По мнению исполнительного директора Planetary Society Луиса Фридмана (Louis Friedman), нет никакого смысла лететь на Луну, если истинной целью программы все-таки является Марс. Кроме того, по его мнению, относительно напряженный график, заданный президентом, не позволит организовать эффективную переработку лунных ископаемых на месте - все придется, так или иначе, завозить с Земли. Не совсем понятно также, сможет ли CEV одинаково эффективно выполнять задачи и на низкой околоземной орбите, и в далеком космосе.
По мнению сенатора Билла Нельсона, слетавшего на орбиту на шаттле в январе 1986 года, при бюджетном дефиците в полтриллиона долларов серьезность заявленных целей требует выделения на программу реальных и весьма солидных вложений, а не только политических деклараций. Кроме того, его беспокоит судьба других программ НАСА, которых эта программа просто "съест". Несколько разочаровывает шаблонность целей, а также то, что возможная цель новой программы (по крайней мере, в аспекте освоения Луны) - только лишь нежелание того, чтобы у материальных остатков американских пилотируемых экспедиций на Луну тридцатипятилетней давности первыми появились не американцы, а китайцы. Китай уже заявил о своих лунных амбициях - возможно, что новая американская программа отражает лишь факт политического соперничества двух сверхдержав.
Существуют также опасения, что новая программа, увы, преследует прагматичные и сиюминутные политические цели. Впереди Буша ждет важное событие в предвыборной гонке - совещание республиканцев в штате Айова, и ему надо достойно встретить это куда более важное, чем какой-то Марс, событие.
Источник: по материалам SpaceDaily, Spaceflightnow, MarsDaily.