Выявлены причины рискованного поведения подростков
Профессор Лоренс Стейнберг (Laurence Steinberg) из университета Темпл в Филадельфии пришел к выводу, что подростки не виноваты в своем зачастую неадекватном поведении. Их любовь к ничем не оправданному риску имеет биологические корни.
Профессор Стейнберг использовал для изучения поведения подростков компьютерные автосимуляторы, пишет The Telegraph. Игрок может двигаться в разных режимах сложности с разной скоростью, и за ограниченное время проехать как можно большее расстояние. По пути он сталкивается с 8 светофорами, находящимися на пересечении дорог, которые при его приближении показывают желтый сигнал.
Игрок должен принять решение: остановиться или рискнуть и проехать перекресток, не дожидаясь зеленого сигнала. Когда подростки играют в эту игру, они рискуют в два раза чаще, если в комнате при этом находятся их сверстники. В отличие от них, взрослые игроки обычно не обращают особого внимания на посторонних и не пытаются показать свою удаль.
Сильная корреляция между присутствием сверстников и степенью риска, по мнению профессора Стейнберга, связана с особенностями развития мозга у подростков. В молодости в мозге активизируются две нейронные сети, которые отвечают за процесс познания и социально-эмоциональное поведение. Сеть, управляющая процессом познания, поощряет людей принимать разумные, обоснованные решения, когда взвешиваются все «за» и «против» и оцениваются возможные последствия действий.
В отличие от нее социально-эмоциональная сеть направляет действия человека на привлечение внимания, создание эффекта лидерства и превосходства над окружающими. Она отвечает за театральное, показное поведение подростков. Когда активизируется эмоциональная сеть, разум «заглушается» импульсами эмоций, проводить анализ и принимать правильное решение становится невозможным.
Сеть познавательного управления в юности развита слабо, тогда как эмоциональная сеть формируется опережающими темпами. Перспектива получения социального признания становится настолько соблазнительной, что это мешает адекватно оценивать опасность, и риск становится неоправданным. Присутствие сверстников вызывает у подростков такой сильный всплеск эмоций, что они начинают совершать необдуманные действия.
Профессор психологии Дженис Джераска (Janice Juraska) из университета штата Иллинойс говорит: «Я полагаю, что познавательные и социально-эмоциональные сети находятся у молодых людей в конфликте». Профессор Джераска изучала молодых крыс и обнаружила у них существенный недостаток нейронов в префронтальной коре мозга. Этот недостаток нервных клеток, с возрастом восполняемый, делает подростков более эмоциональными и чувствительными к реакции социального окружения.
Профессор Стейнберг предлагает, что новое изучение может быть полезно для формирования правительственной политики в отношении к молодежи. Подростки хорошо информированы о рисках, связанных с курением, употреблением алкогольных напитков и несоблюдением правил дорожного движения.
Но при этом им почти всегда сложно принять правильное решение. По мнению профессора Стейнберга, вместо наставлений и социальной рекламы власти должны прибегнуть к физическому ограничению. Для этого нужно ввести для подростков запреты на употребление табака, алкоголя и вождение автомобилей, заключает он.