Военные GPS-приёмники Trimble хором вышли из строя

Неожиданный конфуз спутниковой навигации наглядно демонстрирует сложность проблем, возникающих при массовом, но бессистемном внедрении современных компле

Как сообщает Associated Press cj ссылкой на пресс-службу ВВС США, модернизация программного обеспечения системы GPS Вооружённых сил США, осуществлённая 11 января 2010 года, сходу вывела из строя несколько тысяч военных GPS-приёмников, лишив их способности восстанавливать местоположение по сигналам навигационных спутников.

Пострадали, по данным ВВС США, GPS-приёмники производства подразделения хорошо известной и в России компании Trimble. Согласно предварительной информации, проблема была вызвана не браком разработчика ПО, но проблемами с совместимостью.

Приёмники удовлетворяли ТТ заказчика и нормально работали до момента обновления ПО сегмента управления группировкой. Перед обновлением ПО была проверена его совместимость с рядом GPS-приёмников - но не со всеми. Пострадавшие Trimble как раз протестировать не удосужились.

Сообщается, что общее количество вышедших из строя GPS-приёмников оценивается в 8 - 10 тыс. комплектов. Это примерно 1% от общего количества GPS-приёмников в Вооружённых силах США (оценивается в 800 тыс. единиц). Пострадал, в частности, разрабатываемый в настоящее время ударный БПЛА Х-47В - его GPS-приёмник вышел из строя.

Интересна информация о сроках, потребовавшихся американским военным только для выявления источника неполадок - на это ушло "менее двух недель". Сколько времени ушло на устранение проблемы, не сообщается.

Сообщается зато, что общее количество обращений за помощью различного характера, поступающих в центра оперативного управления ВВС США, составляет 75-100 в неделю.

Конфуз американских военных GPS-приёмников Trimble наглядно демонстрирует масштаб проблем, которые могут возникать при создании, эксплуатации, развитии и модернизации сложных многоэлементных систем и комплексов, причём не только военных.

Трудно вообразить масштаб проблем, которые могли бы возникнуть при аналогичном выходе из строя аппаратуры, обеспечивающих авиационную и аэродромную навигацию.

Перманентная модернизация системы GPS, появление новых широкозонных подсистем, всё новых и новых альтернативных спутниковых группировок и бесспутниковых сервисов усложняют систему спутникового позиционирования как таковую, повышая риски внезапного появления технологических проблем различного характера.

При этом из-за очевидной растущей зависимости промышленности, инфраструктуры и управления от работы ГНСС каждая из таких проблем способна мгновенно повлечь за собой крайне нежелательные последствия.

Более подробная информация о проблемах системного характера, связанных с глобальными навигационными системами, и о возможных путях их решения будет представлена на портале Исследования и разработки – R&D.CNews.