ВМФ России в ожидании французского
Нынешняя мода на всё французское в отечественной армии дошла, наконец, и до военных моряков. Если планы приобретения вертолётоносца класса "Мистраль" за рубежом воплотятся в жизнь, Военно-морской флот России последним из родов Вооружённых сил получит своё французское.
Как сообщает Reuters, министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер подтвердил, что Франция может продать России вертолётоносец класса "Мистраль". Стоимость одного такого корабля, по приводимой Reuters оценке, может составить €300 млн.
Вероятно, это оценка "снизу" – вслед за покупкой корабля встанет необходимость создания системы базирования вертолётоносца с соответствующей инфраструктурой, а также оснащения его либо французскими вертолётами и системами вооружения и управления, либо адаптация к отечественным аналогам.
Во сколько обойдётся корабль, пока вряд ли можно сказать с уверенностью. Неясны также масштабы закупок – будет ли приобретен один корабль, или же будет получена лицензия на их дальнейшее производство.
ВМФ России дольше других родов войск сопротивлялся французскому очарованию - остальные сдались раньше. Ещё в 2007 году было принято решение о поставке французской компанией Thales тепловизоров для танков Т-90 российской армии.
Уже в этом году сотрудничество вышло на новый уровень – было принято решение о закупке комплектов французского обмундирования, а также о разработке с помощью Франции систем боевого управления, реализующих принцип Situational Awareness.
ВВС России понравился французский контейнер Damocles, обеспечивающий целеуказание высокоточным авиабомбам с лазерным наведением.
Российские спутники связи давно комплектуются комплектами целевой аппаратуры французского "происхождения".
Новое поколение авиадвигателей в России разрабатывается в России совместно с французской группой Safran.
Мода на французское захватила Вооружённые силы, и ВМФ просто не мог оставаться в стороне от общей тенденции. Но почему покупателей привлёк именно "Мистраль"?
Согласно классификации производителя, компании DCNS, вертолётоносец "Мистраль" (Mistral, L9013) является многоцелевым кораблём проецирования силы и управления. Стандартное водоизмещение корабля 16500 т (полное – 21300 т), длина – 199 м, ширина – 32 м, осадка – 6,3 м.
Дальность плавания – 10800 км на скорости 18 узлов или 19800 км на скорости 15 узлов. Максимальная скорость – 19 узлов.
Движитель – полностью электрический.
Экипаж: 176 офицеров и матросов.
На Mistral возможно базирование до 16 тяжёлых или до 35 лёгких вертолётов. Вооружение корабля – 2 ЗРК Simbad на базе ракет ИК-наведения Mistral, 2 30-мм артиллерийских установки Breda-Mauser, а также 4 12,7-мм пулемёта M2 Browning.
Mistral способен перевозить до батальона тяжёлых танков Leclerc (40 машин), до 70 автомобилей, или до 450 вооружённых солдат. Имеется госпиталь на 69 коек с двумя операционными. Возможно использование "Мистраля" в качестве плавучего штаба (площадь – 850 кв. м, ёмкость – до 150 штабистов).
Чтобы попытаться понять, зачем нужен Mistral в России, необходимо понять, для решения каких задач он проектировался.
В 1997 году параллельно с выработкой во Франции концепции амфибийных операций (CNOA, Concept national des opérations amphibies) национальная судостроительная компания DCNS инициировала изучение концепции корабля «поливалентной интервенции» (Bâtiment d’intervention polyvalent, BIP).
Предполагалось, что основной задачей таких операций станет обеспечение десантных, эвакуационных, рейдовых операций, а также демонстрация силы.
В рамках концепции CNOA корабль класса BIP должен был обеспечивать действия группировки до четырёх рот (1400 человек личного состава, 280 транспортных средств, 30 вертолётов) в течение десяти суток на глубине до 100 км от берега в произвольном районе Земного шара.
Именно эта программа нашла в конечном итоге своё воплощение в вертолётоносце класса "Мистраль".
Для Франции, до сих пор имеющей заморские территории и значительные интересы в других районах Земного шара, наличие подобных кораблей вполне оправдано. Но почему ВМФ России понадобился именно "Мистраль"?
В настоящее время однозначного и убедительного ответа на этот вопрос ещё не дано. Сторонники покупки "Мистраля" указывают на желательность наличия такого корабля в ходе, например, конфликта вокруг Южной Осетии августа 2008 года. Указывается также на наличие у "Мистраля" большого и, что немаловажно, качественного штабного потенциала.
Скептики полагают, что у России, особенно сейчас, есть задачи поважнее покупки "Мистраля".
Очевидно, полемика вокруг "Мистраля" позволит выработать ответ не только на этот, но и на другие вопросы. Как скажется массовая закупка самых различных вооружений за рубежом на российской промышленности – позволит ей преодолеть отставание, или лишь усугубит его?
Получит ли Россия таким образом доступ к передовым технологиям – или же утратит возможность разработки собственных? Как импорт военных кораблей скажется на их экспорте?
Ответы на эти, а также на другие вопросы будут представлены на портале Исследования и разработки – R&D.CNews.