Визуально невидимый самолет: первая информация
Акустическую «шумность» уже удалось существенно снизить за счет использования электродвигателей, однако со снижением визуальной видимости дела вплоть до последнего времени обстояли намного хуже. Малые беспилотные аппараты хорошо различимы в воздухе, что не только упрощает борьбу с ними, но и сводит на нет фактор внезапности.
Важный шаг в создании неразличимых в воздухе летательных аппаратов сделали американские конструкторы из компании VeraTech Aero. В основе предложенного ими и, по всей видимости, перспективного подхода использование физиологических особенностей зрения, упрощающих идентификацию объектов одного типа, и наоборот.
Для создания «невидимки» конструкторы использовали эффект выноса центра масс летательного аппарата, движущегося по сложной траектории и вращающегося вокруг своей оси, за пределы его корпуса. Это резко снижает узнаваемость за счет использования физиологических особенностей зрения. Использование малошумных электродвигателей и способность совершать длительный безмоторный полет довершают эффект.
Разработанная VeraTech Aero платформа Phantom Sentinel предназначена для создания масштабируемого в широких пределах семейства легких разведывательных беспилотных летательных аппаратов. Phantom Sentinel представляет собой «бумеранг» трехлопастный летающий ротор с двумя винтами. Аппарат весом менее 2 кг складывается и легко может переноситься в заплечном ранце, запуск возможен разнообразными способами с рук, с борта самолета, из стартового контейнера, с земли (дистанционный).
Фактически аппарат представляет собой один винт и обладает большой инерцией вращения, которая не только позволяет ему длительное время совершать безмоторный полет, но и резко снижает его зависимость от метеоусловий, превращая Phantom Sentinel фактически в первый всепогодный БПЛА малого класса, а также повышает стабильность полета. По мнению конструкторов, платформа Phantom Sentinel может легко масштабироваться на ее основе можно создавать аппараты широкого диапазона размерностей. Управление аппаратом возможно как по сигналам GPS, так и с помощью дистанционного управления.
По данным конструкторов уникальной платформы, Phantom Sentinel практически невозможно визуально или акустически обнаружить при высоте полета около 20 м и выше. Установленная на аппарате высокоскоростная камера позволяет, благодаря вращению самолета, передавать панорамные изображения.
Интересно отметить, что созданный американскими конструкторами визуальный самолет-"невидимка" не первая удачная попытка создания аппарата подобного класса. Пилотируемый самолет, невидимый для глаз посторонних наблюдателей, успешно прошел испытания в СССР накануне Второй Мировой войны, а информация о нем приводится в классических трудах по истории советской авиации.
Результат работ, утверждает историк, был значителен самолет в воздухе быстро исчезал с глаз наземных наблюдателей. При съемке с другого самолета
Несмотря на очевидные перспективы применения подобного самолета, пишет проф. Шавров, по окончании испытаний самолет был разобран, а работы по нему прекращены. Одной из причин этого указывается быстрое потускнение родоида, снижавшее эффект невидимости.
Вместе с тем, даже единичное применение подобного аппарата могло бы иметь чрезвычайно важный боевой и пропагандистский эффект. Почему СССР отказался от создания «невидимок» и почему на них сделали ставку США, а также перспективы применения визуально невидимых БПЛА в войнах будущего поможет прояснить платформа Phantom Sentinel.