В Швеции чуть не повторился Чернобыль: новые подробности

Новая информация о происшествии на шведской АЭС в Форсмарке, которое уже сравнивают по возможным последствиям с аварией на Чернобыльской АЭС, наводит на серьезные размышления о безопасности атомной энергетики вообще. Авария на АЭС в Швеции, которая стала, по мнению ряда экспертов, самым серьезным происшествием на атомном объекте в мире со времен аварии на Чернобыльской АЭС 20 лет назад, могла привести к расплавлению тепловыделяющих элементов в активной зоне реактора. Окончательно установить масштаб и характер повреждений станет возможно по завершении расследования.

«Чистое везение, что активная зона не расплавилась, - считает бывший директор АЭС Ларс-Олов Хеглунд (Lars-Olov Hoglund). – Из-за того, что в сети не было электроэнергии, все могло закончиться катастрофой».

Как показало расследование, авария на АЭС Форсмарк произошла 25 июля в 5 часов 46 минут 02 с по местному времени (в 9 часов 46 минут по московскому) вследствие нештатной работы систем обеспечения безопасности при аварийном выключении реактора. Оно, в свою очередь, было инициировано коротким замыканием на распределительной подстанции за пределами самой АЭС, в 130 км к северу от Стокгольма.

Как сообщает венгерское агентство по чрезвычайным ситуациям со ссылкой на шведскую инспекцию АЭС, автоматически включились только 2 из 4 дизельных генераторов, которые должны были обеспечить работу систем защиты – охлаждение реактора. Остальные удалось включить только вручную и лишь 20 минутами спустя.

АЭС в Форсмарке до аварии
АЭС в Форсмарке, Швеция (Forsmarks Kraftgrupp AB)

Масштаб повреждений характеризуется как высокий, по 7-балльной шкале INES аварии присвоен уровень 2 (максимальный – 7). Это первая авария такого класса на данной АЭС.

По словам официального представителя АЭС Андерса Маркгрена (Anders Markgren), реактор АЭС заглушен и будет остывать до тех пор, пока не будут сделаны окончательные выводы относительно причин и масштабов аварии, а также возможных повреждений.

Уже ясно, что станция будет перестроена с тем, чтобы исключить возможность повторения подобных аварий. Когда она заработает вновь – неизвестно, но вряд ли это произойдет до начала следующей недели, полагает г-н Маркгрен, указывая, что предстоит выполнить огромный объем работ, которые должны быть к тому же санкционированы органами надзора. Для Швеции, в которой примерно половина всей потребляемой электроэнергии вырабатывается на АЭС, столь серьезная авария явилась особенным ударом – начались выключения реакторов с целью контроля безопасности. Так, сообщает Aftenposten, остановлены 2 из 3 реакторов на АЭС Оскарсхамн.

АЭС в Форсмарке вырабатывает 16% всей потребляемой в Швеции электроэнергии, совокупная мощность трех реакторов – 3,09 ГВт. Первый энергоблок сдан в эксплуатацию в 1980 году. Персонал станции – 720 человек (2002). АЭС состоит из трех реакторных блоков с реакторами на легкой воде.

Самой серьезной угрозой, которая может обусловить радиоактивное заражение местности, является разрушение активной зоны реактора вследствие недостаточного ее охлаждения. По теоретическим расчетам компании Forsmarks Kraftgrupp AB, система фильтров реакторных блоков позволила бы предотвратить попадание в атмосферу с паром 99,6% радиоактивных частиц даже в случае разрушения активной зоны реактора.

#gallery#
Авария в Швеции навела на горестные размышления активистов норвежской неправительственной организации «Беллона», полагавших, что как раз в соседней Швеции повторение Чернобыля наименее вероятно.

«Довольно странно, что это случилось в Швеции, где системы безопасности отличаются исключительной надежностью, - считает Нильс Бемер (Nils Bohmer). – Я бывал в Форсмарке, и уровень подхода к вопросам безопасности там разительно отличается от того, что мне приходилось видеть, к примеру, на российских АЭС. То, что подобный инцидент мог случиться в Швеции, считавшейся самой безопасной страной из всех, показывает, что в АЭС никогда нельзя быть уверенным на все 100%. Происшествие должно стать тревожным звонком для всех стран в мире, предполагающих строительство новых атомных электростанций».