В России наступает "ракетный голод"

Вслед за растущей аварийностью российских ракет-носителей, превращающей в миф представление о чрезвычайной надежности, обозначилось новое явление – «ракетный голод». Несмотря на оптимистичные оценки состояния дел в российской космической отрасли, данные руководителем Роскосмоса Анатолием Перминовым на встрече с президентом России, ситуация стремительно ухудшается. «Тришкин кафтан» российской космонавтики начинает лопаться, а ракеты-носители с и без того падающей надежностью начинают «делить» на самом высоком уровне поштучно, решая одни задачи в ущерб другим.

Как сообщает «Коммерсант», распоряжением начальника Генерального Штаба Юрия Балуевского гражданскому Роскосмосу передан последний носитель тяжелого класса «Протон-К» - без него терпел провал совместный российско-казахстанский проект, а договор дороже денег. Носитель нужен для запуска казахского телекоммуникационного спутника KazSat. Сама передача ракеты стала итогом сложной политической интриги, венцом которой явилось приглашение Нурсултаном Назарбаевым на запуск спутника в июне 2006 года президента Путина, который такое приглашение принял.

С передачей военными «Протона» у них самих не остается носителей для выполнения запланированной программы запусков аппаратов системы предупреждения о ракетном нападении. Единственный работающий с 2001 года аппарат, уже выработал гарантийный ресурс и требует замены на новый.

Необходимо вывести еще один спутник слежения за пусками ракет в Азии, Северной Америке и Тихом океане. Однако с реализацией этих планов военным теперь придется подождать до 2007 года, когда должен быть изготовлен следующий "Протон", если только и для него не найдутся более насущные задачи.

Ситуация с «Протоном» высвечивает, но не исчерпывает собой кризис российских средств выведения. В 2005 году во всем мире из 4 аварий, связанных с выведением космических аппаратов, все 4 произошли с российскими ракетами. «Черным днем» отрасли стало 21 июня, когда в один день потерпели аварию два аппарата, выводившиеся разными ракетами-носителями. 6 октября при невыясненных обстоятельствах было потеряно – а точнее, не было найдено – экспериментальное спускаемое устройство Демонстратор-2Р, а спустя двое суток, 8 октября, ракета-носитель «Рокот» не смогла вывести на орбиту спутник европейского космического агентства CryoSat.

В этот пессимистичный ряд можно добавить неудачу с выводом в космос спутника «Можаец-5», не сумевшего отделиться от последней ступени ракеты-носителя «Космос» при запуске 27 октября. Начало 2006 года подтвердило, что падение надежности – не исключение, а тенденция. Авария ракеты-носителя "Протон-М/Бриз-М", которая не сумела вывести на расчетную орбиту спутник "Arabsat-4A", который пришлось в итоге затопить в океане, будет стоить страховщикам около $150 млн.

Негативные тенденции пристально отслеживаются не только страховыми компаниями – она может привести к значительному перераспределению не в нашу пользу ситуации на рынке космических средств выведения, что лишит Россию еще одного наукоемкого рынка. Вероятно, «запас прочности» советской космонавтики подходит к концу, а это значит, что без пересмотра приоритетов на государственном уровне отрасль обречена на забвение.