В Подмосковье успешно испытана первая очередь самой крупной в России экспериментальной установки с гелиевой криогенной системой. Комплекс предназначен для изучения редких распадов элементарных частиц - каонов.
В Институте физики высоких энергий (ИФВЭ, г. Протвино)
сооружается экспериментальный комплекс ОКА для изучения редких распадов короткоживущих элементарных частиц каонов. Ранее в подобных экспериментах на ускорителе ИФВЭ выход каонов составлял только 3%. Использование двух сверхпроводящих резонаторов в канале вывода пучка позволит избавиться от фона ненужных вторичных частиц.
Сверхпроводящий сепаратор был поставлен в ИФВЭ Европейским центром ядерных исследований (CERN).
Для охлаждения его ниобиевых резонаторов, работающих на частоте 2,865 ГГц и при температуре 1,8 К, требуется 700 л жидкого гелия. Высокопроизводительное криогенное оборудование российским ученым пришлось создавать самим.
Сепаратор был разработан в 19711977 годах под руководством профессора Герберта Ленгелера (Herbert Lengeler) в Карслруэ (ФРГ) и до 1980 года проработал в спектрометре «Омега» (Omega spectrometer) на протонном ускорителе SPS в Европейском центре ядерных исследований (CERN).
«Нам предстояло сварить суп из топора, заметил член-корреспондент РАН Владимир Образцов. Стоимость больших сверхпроводящих резонаторов с криостатами можно оценить суммой порядка миллиона долларов. Примерно в такую же стоимость выливалось создание оборудования и криогенного комплекса для получения сверхтекучего гелия в двух криостатах, разнесенных вдоль канала друг от друга на расстояние около 100 метров».
В феврале 2006 года была проведена первая заливка криостатов гелием. Температуру удалось понизить до 1,74 К. Производительность криогенной системы составила 140 л жидкого гелия в час.
Следующий этап испытаний планируется провести в апреле 2006 года.
#gallery#
Достигнутый успех позволяет надеяться на создание в будущем высокоинтенсивного пучка К-мезонов, что расширит диапазон проводимых в ИФВЭ исследований. Одновременно он демонстрирует высокий инновационный потенциал
института и российской фундаментальной науки в целом.