В лингвистике сделано открытие фундаментальной значимости

Британские психологи и лингвисты обнаружили связь между фонетикой и грамматическим значением слова, что существенно меняет наши представления об особенностях восприятия речи человеком, происхождении слова и психологии человека вообще. Долгое время считалось, что в целом фонетический "рисунок", произношение слова никак не связано с его значением (за отдельными исключениями).

Тем не менее, последние исследования показывают, что «звучание» существительных и глаголов принципиально отлично. Они выполнены пока что на лексическом материале лишь английского языка, однако можно предположить, что выявленные особенности могут быть характерны и для других, если не для всех, языков. Новое открытие не только позволит по-новому взглянуть на происхождение языка, но и способно дать ответы на вопросы фундаментальной для человечества значимости - например, о происхождении языка вообще.

Авторы работы, опубликованной в британском издании Proceedings of the National Academy of Sciences – профессор, руководитель лаборатории когнитивной психологии Корнуэлльского университета Мортен Криситиансен (Morten Christiansen), его аспирант Томас Фармер (Thomas Farmer) и сотрудник британского университета Йорка Падраик Монахан (Padraic Monaghan).

«Нами показано, что само звучание слова говорит нам, как именно оно используется, - поясняет профессор психологии Корнуэлльского университета Мортен Криситиансен (Morten Christiansen). – В частности, оно сообщает нам, является ли слово глаголом или существительным, и этим определяется характер работы со словами».

Ученые проанализировали звучание более чем 3 тыс. слов английского языка. Слова эти были классифицированы по нескольким признакам в соответствии с их фонетическими особенностями – особенностями их произношения.

«Это дало нам возможность расположить слова в многомерном фазовом пространстве, - пояснил проф. Кристиансен. – Каждое слово было представлено точкой в особом условном – фонологическом пространстве».

Затем были определены относительные расстояния между словами в этом пространстве.

Оказалось, что и существительные, и глаголы образовали в «фонетическом» пространстве свои собственные группы, так что средняя «удаленность» слов в пределах одной группы была меньшей, чем между ним и представителем другой группы. 65% всех существительных соседствовали с другим существительным, близкое значение характеризовало и глаголы.

Следующим этапом исследования, сообщает Live Science, стала демонстрация того, что данное различие не носит случайный характер, но в действительности используется человеком в процессе анализа речи. Для этого группе испытуемых было предложено читать вслух последовательность появляющихся на экране компьютера одно за другим слов. Экспериментаторы определяли, сколько уходит времени на прочтение и произнесение вслух каждого слова. Выяснилось, что на обработку информации о глаголах, звучащих именно как глаголы, уходит меньше времени. Та же картина наблюдалась и в отношении существительных. В интерпретации авторов исследования это означает, что испытуемые используют корреляцию между звучанием слова и его грамматической ролью при анализе слова.

«Она оказывает влияние на процесс интерпретации предложения, способствуя более беглому чтению и языковой деятельности», - поясняет суть выявленной связи проф. Кристиансен. Естественно, выявленную зависимость можно использовать в процессе обучения языкам.

Разумеется, это станет возможным лишь после проведения аналогичных исследований на материале иных языков. Необходимо выяснить, идет ли речь об особенностях языка как такового, или же выявлена случайная особенность, характерная лишь для современного английского. Необходимо понять также механизм, обусловивший подобное различие.

И если возможность использования выявленной зависимости в педагогике кажется очевидной, причина возникновения различий в фонетических особенностях различных частей речи неясна и представляет особый интерес. Дальнейшие исследования в этой области способны не только существенно развить наши представления о психологии человека, но и помочь в понимании процессов развития человечества, особенностей лингвистики различных языков, а также в понимании природы речи вообще.