"Цифровой каркас" новых британских авианосцев: первая информация
В рамках программы по созданию авианосцев нового поколения для ВМФ Великобритании компания BAE Systems получила контракт стоимостью £275млн. на разработку и поставку комплексных систем управления (mission system).
Система будет включать подсистему управления авиацией и самообороны (air management and protection system), в состав которой будут входить система управления боем (combat management system), радары, систему контроля воздушного пространства, навигационные системы и системы сопряжения (navigation and bridge systems); информационную систему (ИС); сети, и связь.
Функционально комплексная система управления авианосца будет состоять из трех областей. В состав первой из них, ИС входят вычислительные комплексы, внутренние сети и ПО, обеспечивающее ведение комплексной разведки C4I, обработку и анализ развединформации.
Внутренние и внешние системы связи обеспечивают голосовую связь и передачу данных. Подсистема управления авиацией и самообороны, в состав которой входят, в частности, установленные на авианосце сенсоры и системы вооружений, обеспечивает управление авиационной группировкой в воздухе и на корабле, а также оборону корабля.
По мнению специалистов BAE Systems, новая комплексная система управления существенно повысит уровень и целостность восприятия географической, навигационной и оперативной информации (концепция Situational Awareness) - особенно и в первую очередь в условиях ведения боевых действий.
Комплексная информационная система авианосца будет объединять более 1 тыс. пользователей, терминалы будут расположены в более чем 1200 помещениях и отсеках.
Немаловажной особенностью бортового информационного комплекса является возможность его ресурсов для обеспечения психологического комфорта членов экипажа авианосца. Помимо круглосуточного работающих кинотеатра и фитнес-зала и других рекреационных объектов, каждый член экипажа будет иметь доступ к электронной почте и сети интернет, для чего будет использоваться остаточный, не задействованный для решения основных задач ресурс каналов спутниковой связи.
Создаваемые в рамках программы CVF авианосцы "Куин Элизабет II" (HMS Queen Elizabeth II) и "Принц Уэльский" (HMS Prince of Wales) при проектном водоизмещении 65 тыс. т каждый будут практически сопоставимы по этому параметру с единственным российским тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» (67,5 тыс. т).
Длина авианосца CVF – 284 м, максимальная осадка – 11 м. Новые британские авианосцы будут иметь две тандемных, расположенных одна за другой палубных надстройки, что, по мнению конструкторов, позволит улучшить управление авиагруппой.
Авиагруппа перспективных британских авианосцев будет включать, по данным министерства обороны Великобритании, до 36 (по другим данным – до 40 или до 50) истребителей пятого поколения F-35B. Палуба будет оснащена трамплином для взлета (установка паровых катапульт не предусматривается, но возможна в перспективе), посадка палубных самолетов может осуществляться с использованием аэрофинишера. Возможно использование самолетов GR9 Harrier.
По данным Defense Tech, конструкция авианосца позволит осуществлять до 500 самолето-вылетов в течение 5 суток с совокупным расходом примерно 800 т боеприпасов.
Корабли будут приняты на вооружение соответственно в 2014 и 2016 гг. Экипаж – до 1400 офицеров и матросов.
Все большее количество промышленно развитых стран мира считает не лишним обзавестись авианосцами. Так, к строительству современных авианосцев после долгого перерыва
приступила и Япония – 25 августа 2007 года был спущен на воду первый со времен минувшей мировой войны японский авианосец (по внутренней классификации - helicopter carrying destroyer, «эсминец-вертолетоносец) Hyuga водоизмещением 13,5 тыс. т, на котором могут базироваться полноценные истребители пятого поколения класса F-35. Планируется постройка двух кораблей данного класса.
Более подробная информация о современных информационных комплексах боевого управления будет представлена на портале Исследования и разработки – R&D.CNews.